|
У розділі матеріалів: 128 Показано матеріалів: 46-60 |
Сторінки: « 1 2 3 4 5 6 ... 8 9 » |
Начало XX в. связано с возникновением и развитием
разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г.
Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало
человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой
половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США
становятся распространенным видом транспорта. Например, в Англии в 1904
г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х
гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на
автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли
Москвы и Ленинграда.
В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время
появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской
транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус»,
«Лузитания», «Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др Из-за
дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов
работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе
морские путешествия еще не сформировались как комплексный туристский
продукт, который впоследствии получил название «круиз».
|
Согласно прогнозам «Travel & Tourism Intelligence Unit» (Крупнейшее
британское туристское издательство «Индустрия туризма, отдыха и
здоровья». № 1(10), 1999 г ) темпы роста международного туризма в
период до 2010 г. будут несколько снижаться. Если на уровне 1999 и 2000
гг. мировые темпы роста составляют чуть более 5 %, то в следующие пять
лет ожидается их снижение до 4,4 % к 2005 г. и до 4,3 % к 2010 г.
Рост
выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет заметно
замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в
странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на
экономические трудности в регионе.
Большие изменения
прогнозируются и в структуре выезда. Доля межрегиональных поездок на
дальние расстояния растет: в 1995 г. она составляла 15 %, а к 2010 г.
увеличится до 25 %. Такая тенденция объясняется не только тем, что люди
путешествуют все больше и больше и становятся все более
авантюристичными, но и тем, что современная туристская индустрия может
предложить туристам разнообразные возможности путешествий при довольно
высоком уровне гарантий безопасности.
|
Международная туристская общественность все больше заботится о развитии
туризма в социально-гуманитарном русле. В этих целях на 13-й сессии
ВТО, проходившей в Сантьяго в конце сентября 1999 г., был принят новый
международный этический Кодекс туризма. Его цель - направить в
правильное русло развития туристскую отрасль в новом, XXI, веке и
способствовать увеличению потоков туристов.
Кодекс
имеет рекомендательный характер и состоит из 10 статей, касающихся
различных аспектов туристской деятельности. Он предназначен не только
для специалистов туристского бизнеса, но и для государственных
структур, средств массовой информации, а также для самих туристов.
Кодекс
принят на базе ранее существовавшего (принятого за 15 лет до этого)
этического кодекса и представляет собой синтез различных ранее
опубликованных международных туристских документов и деклараций. В нем
особенно подчеркнут строгий запрет на сексуальную эксплуатацию детей и
несовершеннолетних.
|
Всемирная туристская организация неоднократно подходила к проблеме
унификации туристской информации. Еще в середине 80-х гг. XX в.
специалисты по международному туризму пришли к выводу, что для
облегчения восприятия туристами, а также туристскими работниками
различных стран маршрутной, сервисной и другой информации необходимо
создать систему стандартной, унифицированной записи этой информации. И
в 1986 г. Советом Министров Европейского сообщества была принята
Система стандартизированной информации для гостиниц (Standardized
Information System). Она состоит из довольно большого количества
пиктограмм (стилизованных рисунков), используемых в европейских странах
и некоторых странах других регионов. Эта система удобна и имеет ряд
преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении и
поддается контролю посредством использования существующего
законодательства по защите интересов потребителей, которое не допускает
вводящих в заблуждение трактовок.
|
Все виды предложений на туристском рынке должны быть сориентированы на
конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и цели путешествия.
Вкусы
у людей могут быть разнообразными. Это зависит от их материального
положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других
факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет
отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом или
изучением английского языка, кто-то интересуется экскурсиями и музеями,
а кому-то требуются только развлечения.
Целью дифференциации
туристского рынка является создание соответствующего по тематике,
уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно,
важно иметь представление о национальных вкусах и привычках приезжающих
туристов и учитывать это при обслуживании (скажем, при составлении меню
и т. д.).
|
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму
товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое
благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель
австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар (К.
Менгер, 1992 г.).
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги
состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и
потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может
быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте
производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют
турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку,
вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги,
но вы приобретаете гарантии отдыха.
|
Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления),
невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для
полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их
путешествия.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.
Чем туристский продукт отличается от туристского пакета? Тем, что
туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее -
обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).
Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая
клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный
маршрут и в конкретные сроки.
|
Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг,
производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:
а) как сумма всех произведенных затрат;
б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма.
В том и в другом случае измеряется в стоимостном выражении валовой
туристский продукт - суммарный объем товаров и услуг, производимых
(потребляемых) в сфере туризма.
|
Туризм в конце XX в. стал полностью международным и интернациональным.
Этому способствуют два взаимообусловленных фактора: с одной стороны,
чтобы получить большую выгоду, увеличить доходность туристского
предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру; с
другой стороны, для того чтобы быть рентабельным, туристский бизнес
должен быть инвестирован на международном уровне.
Хорошим
примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить
круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между
странами, и являются международными поездками. География круизных туров
все расширяется (Аляска, Филиппины и Малайзия, район Тихого океана и т.
д.). В то же время, для того чтобы удержаться в этом виде бизнеса,
компания должна быть интернациональной и иметь материальную базу в
различных странах и регионах.
|
Туризм - это моншая индустрия, включающая в себя разнообразные виды
предпринимательства. В области туристского обслуживания находят свое
применение многие предприятия, организации и фирмы. По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие туризма
оказывают: гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства,
туроперейтинг и глобальные компьютерные системы бронирования и
резервирования (ГКС).
Гостиничные предприятия являются как бы базой любого
туристского продукта. Размещение всегда входит в пакет (набор) услуг,
какими бы ни были путешествие или отдых. Так уж устроен человек, что
раз в сутки он должен отдыхать, должен иметь ночлег в месте пребывания.
Эти основные услуги и оказывают гостиничные предприятия разного типа и
уровня обслуживания. Поэтому наличие гостиничных предприятий в том или
ином регионе, туристском центре значительно влияет на возможности
приема туристов.
|
Рынок туристских услуг - это возможности предложения и спроса на
туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг»
входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары,
качественное и полное предоставление которых возможно только при
достаточном развитии инфраструктуры отдыха.
Туристский рынок -1 экономическая система взаимодействия четырех
основных элементов:
1) туристского спроса;
2) предложения туристского продукта;
3) цены;
4) конкуренции.
|
Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» -
основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии
по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный
характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает
четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги
размещения, трансфер.
Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его
рекреационные возможности: природные, культурно-исторические,
экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.
Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса
невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать.
Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса,
соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных
ресурсов. Когда один человек приходит в туристское бюро и говорит, что
он хотел бы поехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в
Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист
выбирает свой объект.
|
Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире
универсальный характер. От того, насколько успешно она решается,
зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а
также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны
для каждой отрасли, в том числе и для сферы туризма.
Само понятие качества, трактуемое как философская категория,
выражающая существующую определенность объекта, благодаря которому он
является именно этим, а не иным, применительно к продукту определяется
как мера полезности, совокупность свойств продукта, его способность
удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Качество,
равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, собственно,
как и сами потребности людей. Например, Аристотель трактовал данное
понятие как «различие между предметами, дифференциация по признакам
"хороший" - "плохой"». В XIX в. Гегель дает свое определение: «Качество
есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что
нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое
качество». В XX в. о качестве уже рассуждают не только философы, но и
управленцы-практики.
|
Следует, однако, отметить, что, несмотря на всеобъемлющую правовую
базу, призванную облегчить создание системы качества турпродукта, на
практике существует масса самых разнообразных проблем, связанных с
данным вопросом.
Специфика сферы туризма заключается в том, что производимый продукт
полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается
потребителем в условиях определенного змоционального состояния,
зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие
субъективные характеристики туриста, как:
- особенности воспитания;
- возраст;
- культурные традиции народа, представителем которого является гость;
|
Первое - это соблюдение основных и наиболее важных для сферы туризма принципов современного сервиса:
- максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления;
- неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
- гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, предпочтений потребителей туруслуг.
Второе - создание необходимых условий для персонала, призванного
обеспечить качественный сервис. К ним относятся: эргономичность рабочих
мест;
четкая формулировка правил, обязательных для исполнения каждым сотрудником;
|
|