Туризм в конце XX в. стал полностью международным и интернациональным.
Этому способствуют два взаимообусловленных фактора: с одной стороны,
чтобы получить большую выгоду, увеличить доходность туристского
предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру; с
другой стороны, для того чтобы быть рентабельным, туристский бизнес
должен быть инвестирован на международном уровне.
Хорошим
примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить
круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между
странами, и являются международными поездками. География круизных туров
все расширяется (Аляска, Филиппины и Малайзия, район Тихого океана и т.
д.). В то же время, для того чтобы удержаться в этом виде бизнеса,
компания должна быть интернациональной и иметь материальную базу в
различных странах и регионах. Например, крупные круизные туроператоры
«Р & О» и «Ройал Кариббеан» являются именно такими компаниями
(«Роял Кариббеан» владеет даже одним из островов в Карибском море,
используя его для круизных остановок).
Такие же примеры можно
привести и в сфере гостиничных корпораций, и в агентско-операторском
бизнесе («Холидей Инн», «Нур-туристик» и др.).
В региональном
смысле туристский рынок развивается неравномерно. Обычно выделяют
следующие туристские регионы: Европа, Америка, Восточная Азия и район
Тихого океана, Африка, Ближний Восток, Южная Азия. Почему такое
непропорциональное разделение мира на регионы? Неравные территории
выделяемых районов не позволяют проводить сравнительную характеристику.
Этой цели и не преследуется, так как нельзя сравнивать столь разные по
ресурсам и развитию регионы. Можно сравнивать только развитие
туристского движения. Отдельной строкой выделяются значимые по
туристскому приему и росту туристского движения регионы. Например, в
последние 10 лет прирост туристских прибытий и рост туризма неизменно и
с большим успехом показывают такие регионы, как Ближний Восток и Южная
Азия. При своей сравнительно небольшой территории у них довольно
серьезные объемы туристского обслуживания, что вызывает интерес
статистиков, специалистов по туризму, маркетологов и предпринимателей.
Исторически
сложилось так, что туристская индустрия зародилась в Европе. Она и
сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме
исторических предпосылок этому способствует также и то, что
социально-экономические условия развития Европы намного опережают
условия в странах других регионов. А ведь известно, что массовое
развитие туризма возможно только тогда, когда общество достигает
определенного уровня социально-экономического развития как в технике и
технологии, так и по уровню жизни населения.
В настоящее время
другие туристские регионы развиваются также достаточно активно и
показывают высокие темпы роста туристского движения.
Согласно
статистическим данным Всемирной туристской организации на протяжении
последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов
международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает
на 3-4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и
региональные кризисы.
В целом развитие и рост туризма в мире в
конце XX в. и начале XXI в. можно признать устойчивым. И хотя в
1997-1998 гг. наблюдался некоторый спад роста туристского движения,
объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших в Азиатском
регионе, тем не менее количество путешествующих туристов возрастает в
среднем на 4 % в год.
В последние годы просматриваются
опережающие темпы роста туризма в таких регионах, как Африка (9% в 1999
г.), Ближний Восток (17,5%), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (8,5
%), при довольно низких темпах прироста в Европе (1 % в 1999 г.). При
этом Европа сохраняет за собой первенство по количеству посетителей
(385,9 млн человек в 1999 г.).
Такая тенденция создает
объективные условия для все ярче проявляющейся в последнее время
межрегиональной конкуренции, когда появление новых курортов с
завышенными стандартами обслуживания заставляет старые туристские
регионы свои стандарты подтягивать, искать новые качественные пути
конкурентной борьбы за приезд туриста в регион. Таким образом
появляются новые курорты, а стандарты обслуживания постоянно повышаются.
В
целях привлечения дополнительных потоков туристов каждый регион, курорт
старается создать для туристов наилучшие условия для отдыха и
путешествий, чтобы туристы чувствовали себя, «как дома». Немаловажную
роль здесь играет доступность информации для туристов как в каталогах,
так и в местах отдыха и путешествий (стенды, указатели, обозначения
объектов и т. д.).
|