Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире
универсальный характер. От того, насколько успешно она решается,
зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а
также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны
для каждой отрасли, в том числе и для сферы туризма.
Само понятие качества, трактуемое как философская категория,
выражающая существующую определенность объекта, благодаря которому он
является именно этим, а не иным, применительно к продукту определяется
как мера полезности, совокупность свойств продукта, его способность
удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Качество,
равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, собственно,
как и сами потребности людей. Например, Аристотель трактовал данное
понятие как «различие между предметами, дифференциация по признакам
"хороший" - "плохой"». В XIX в. Гегель дает свое определение: «Качество
есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что
нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое
качество». В XX в. о качестве уже рассуждают не только философы, но и
управленцы-практики. С этого момента в практической деятельности и
теоретических изысканиях нередко даже ставится знак равенства между
качеством и конкурентоспособностью предприятия либо вообще не делается
различий между ними. Качество начинают рассматривать как понятие,
имеющее два аспекта: объективные физические характеристики и
субъективные, т. е. насколько вещь хороша для каждого субъекта.
В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.
Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения
большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или
утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и
многократного использования правила, общие принципы, характеристики,
требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и
который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в
определенной области.
В соответствии с определением Международной организации по
стандартизации (ИСО) качество - это совокупность свойств и
характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять
обусловленные или предполагаемые потребности. Существует также
определение качества продукции, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно
которому «качество продукции - совокупность свойств продукции,
обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в
соответствии с ее назначением».
|