|
У категорії матеріалів: 54 Показано матеріалів: 1-15 |
Сторінки: 1 2 3 4 » |
Сортувати по:
Даті
Музейний туризм - специфічна діяльність музеїв у сфері пізнавального туризму із виробництва і реалізації туристських продуктів музейного характеру (створення експозицій, організація внутрішніх і зовнішніх екскурсій, музейних магазинів тощо) та туристського циклу (розміщення, живлення, трансфер, інформаційне забезпечення та інше). Інноваційною формою музеїв є скансени.
|
Имея длительную историю развития, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Как указывает В.Б. Сапрунова, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактовки сущности туризма и его понятийного аппарата. Однако, вопрос дефиниций и терминологии туризма, является необходимым условием научной рефлексии явлений и процессов, характерных для туризма. Формирование определений понятия "туризм" происходило и происходит параллельно развитию данного явления.
|
У першій половині XIX ст. серед передової української інтелігенції виникло зацікавлення своєю Батьківщиною, її історико-культурними та природними пам'ятками. Зокрема значну увагу організації народознавчих мандрівок приділяли члени „Руської трійці" - М. Шашкевич, І. Вагилевич та Головацький. У другій половині XIX ст. було досліджено лікувальний потенціал Криму, Прикарпаття та Закарпаття.
На кінець XIX ст. припадає час створення перших туристичних бюро, які займалися організацією туристичних мандрівок у регіоні.
|
Відділ людських ресурсів є функціональним, або допоміжним, підрозділом туристського підприємства. Це пов'язано з тим, що його співробітники беруть участь у створенні туристського продукту не безпосередньо, а побічно. Як правило, робітники відділу людських ресурсів (кадрової служби) виступають у якості експертних радників лінійних керівників при рішенні питань про прийом на роботу і звільненні, призначенні на нову посаду, напрямку на фахове навчання, підвищенні заробітної плати і т.п.
|
Рассмотрение туризма как экономического явления современного мира
позволяет сделать вывод об антиномичности туризма - выражении его
внутренней сложности и неоднородности. Антиномия как единство двух
противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит
свое выражение и во взгляде на туризм как экономическую категорию. В
частности, нельзя отдать предпочтение отраслевому либо дея-тельностному
взгляду на туризм. Туризм предстает перед нами то как отрасль, то как
деятельность. Игнорирование одной из этих «ипостасей» приводит к
большим просчетам в законодательстве, управлении, менеджменте и
практике туризма. Туризм существует как процесс, сохраняющий верность
традициям, устоявшимся обычаям, нормам, представлениям, но и непрерывно
нарушает нормы и традиции, сохраняя свою жизненную силу благодаря
бесконечно рождающимся в нем новациям.
|
Ведущий эксперт Всемирной туристской организации Джафар Джафари в своей
работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали
всегда. Об этом свидетельствуют записи древних народов, населявших
Дальний и Средний Восток и Средиземноморье. Эти исторические очерки
показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в
Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все
чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с
дипломатическими целями. Геродот (VI в. до н. э.), например, оставил
значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и
длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей
жизнеописательный характер и историческую направленность,
рассматривались искусство и философия, языки и религии, традиции
населения других стран, черты местного быта и формы гостеприимства.
|
Туризм невозможен без передвижения, без территориального перемещения.
Истоки туризма уходят во времена кочевий первобытных людей, когда им
приходилось преодолевать большие пространства в поисках условий,
подходящих для проживания. Дифференциация территорий происходила по
признакам благоприятности этих условий. Необходимость постоянных
поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршруты,
хорошо ориентироваться на местности. При этом использовались как тропы
животных, так и пути, проторенные другими племенами. Постепенно, из
поколения в поколение складывались и передавались знания о местах с
хорошими природными условиями, с пастбищами для скота. Для определенной
группы народов кочевой образ жизни утвердился на многие века (кочевые
народы Центральной и Средней Азии, Африки). Передвижение долгое время
совершалось пешком.
|
Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран
существовали еще в древнем мире. Например, еще в Древнем Египте при
фараонах XI династии, более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно
снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.
Пространственные представления древних китайцев также не
ограничивались пределами своей страны. Их географическая культура
находилась на достаточно высоком для того времени уровне. Китайцы
составили множество географических описаний рек, морей и гор, которые
вошли в книгу по географии древнего Китая «Юкинг». Совершались и
дальние путешествия. Известны три путешествия Сыма Цяня по обширной
территории Китая (125 г. до н. э.). Сым Цянь оставил подробные описания
тех мест, которые ему удалось посетить. Путешествия китайского посла
Чжана Цяня (138-126 гг. до н. з.) имели важное практическое применение
- по его маршрутам на рубеже II и I вв. до н. э. проходил Великий
шелковый путь.
|
Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры
значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель
путешественниками из стран с более высокой цивилизацией. Арабы,
проживавшие на Аравийском полуострове, с V в. стали распространять свою
власть и религию (ислам) на территории современных Ирана, Туркестана,
Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям
Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию,
Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец
Сулейман из Басры. Он оставил записи (851 г.) о своих маршрутах и
местах посещений. На рубеже IX-X вв. путешествие по Восточной Европе и
Передней Азии совершил арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв.
совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю Азию, на Ближний и
Средний Восток, Кавказ, в Африку - до Мадагаскара включительно.
Арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения новых
земель, проложили и описали важнейшие торговые пути, способствовали
сближению азиатской и европейской цивилизаций.
|
К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих
стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря
и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между
собой.
Для XVIII в. характерно появление совершенно новых целей
путешествий - развлечение и отдых на природе. Благодаря романам Ж. Ж.
Руссо «Эмиль, или О воспитании» и «Юлия, или Новая Элоиза» в Европе
стали популярными путешествия в живописные места, описания которых
давались в этих произведениях.
Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения.
В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных
сословий с целью получения образования. В XVIII - начале XIX в. среди
молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по
крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения
определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов
зачастую включали в программу обучения путешествие по Европе для
совершенствования в языках и приобретения жизненного опыта.
|
Начало XX в. связано с возникновением и развитием
разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г.
Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало
человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой
половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США
становятся распространенным видом транспорта. Например, в Англии в 1904
г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х
гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на
автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли
Москвы и Ленинграда.
В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время
появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской
транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус»,
«Лузитания», «Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др Из-за
дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов
работали в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе
морские путешествия еще не сформировались как комплексный туристский
продукт, который впоследствии получил название «круиз».
|
Согласно прогнозам «Travel & Tourism Intelligence Unit» (Крупнейшее
британское туристское издательство «Индустрия туризма, отдыха и
здоровья». № 1(10), 1999 г ) темпы роста международного туризма в
период до 2010 г. будут несколько снижаться. Если на уровне 1999 и 2000
гг. мировые темпы роста составляют чуть более 5 %, то в следующие пять
лет ожидается их снижение до 4,4 % к 2005 г. и до 4,3 % к 2010 г.
Рост
выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет заметно
замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в
странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на
экономические трудности в регионе.
Большие изменения
прогнозируются и в структуре выезда. Доля межрегиональных поездок на
дальние расстояния растет: в 1995 г. она составляла 15 %, а к 2010 г.
увеличится до 25 %. Такая тенденция объясняется не только тем, что люди
путешествуют все больше и больше и становятся все более
авантюристичными, но и тем, что современная туристская индустрия может
предложить туристам разнообразные возможности путешествий при довольно
высоком уровне гарантий безопасности.
|
Международная туристская общественность все больше заботится о развитии
туризма в социально-гуманитарном русле. В этих целях на 13-й сессии
ВТО, проходившей в Сантьяго в конце сентября 1999 г., был принят новый
международный этический Кодекс туризма. Его цель - направить в
правильное русло развития туристскую отрасль в новом, XXI, веке и
способствовать увеличению потоков туристов.
Кодекс
имеет рекомендательный характер и состоит из 10 статей, касающихся
различных аспектов туристской деятельности. Он предназначен не только
для специалистов туристского бизнеса, но и для государственных
структур, средств массовой информации, а также для самих туристов.
Кодекс
принят на базе ранее существовавшего (принятого за 15 лет до этого)
этического кодекса и представляет собой синтез различных ранее
опубликованных международных туристских документов и деклараций. В нем
особенно подчеркнут строгий запрет на сексуальную эксплуатацию детей и
несовершеннолетних.
|
Всемирная туристская организация неоднократно подходила к проблеме
унификации туристской информации. Еще в середине 80-х гг. XX в.
специалисты по международному туризму пришли к выводу, что для
облегчения восприятия туристами, а также туристскими работниками
различных стран маршрутной, сервисной и другой информации необходимо
создать систему стандартной, унифицированной записи этой информации. И
в 1986 г. Советом Министров Европейского сообщества была принята
Система стандартизированной информации для гостиниц (Standardized
Information System). Она состоит из довольно большого количества
пиктограмм (стилизованных рисунков), используемых в европейских странах
и некоторых странах других регионов. Эта система удобна и имеет ряд
преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении и
поддается контролю посредством использования существующего
законодательства по защите интересов потребителей, которое не допускает
вводящих в заблуждение трактовок.
|
Все виды предложений на туристском рынке должны быть сориентированы на
конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и цели путешествия.
Вкусы
у людей могут быть разнообразными. Это зависит от их материального
положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других
факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет
отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом или
изучением английского языка, кто-то интересуется экскурсиями и музеями,
а кому-то требуются только развлечения.
Целью дифференциации
туристского рынка является создание соответствующего по тематике,
уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно,
важно иметь представление о национальных вкусах и привычках приезжающих
туристов и учитывать это при обслуживании (скажем, при составлении меню
и т. д.).
|
|