Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления),
невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для
полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их
путешествия.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары. Чем туристский продукт отличается от туристского пакета? Тем, что
туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее -
обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).
Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая
клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный
маршрут и в конкретные сроки.
Если клиент просит организовать ему путешествие в
Париж, то первое, что предлагает туроператор, - туристский пакет (дата,
время вылета и номер рейса из «Шереметьево-2»; дата и время прилета в
аэропорт «Шарль-де-Голь»; название фирмы или имя встречающего лица;
проезд от аэропорта до отеля «Риц»; размещение в двухкомнатном номере
отеля по категории «ВВ»; дата и время выезда из отеля в аэропорт; дата,
время вылета и номер рейса из аэропорта «Шарль-де-Голь»). Затем
туроператор интересуется, есть ли еще какие-то обязательные услуги,
которые клиент хотел бы иметь в Париже во время его посещения. Клиент
просит включить в обязательную программу: обзорную экскурсию по Парижу
«Пари-визвон»; поездку в Версаль с обедом; посещение ночного шоу «Лидо»
или «Мулен Руж» с ужином; экскурсию на Эйфелеву башню с обедом;
посещение Лувра и ужин в одном из ресторанов Сити; прогулку на
теплоходе по Сене с обедом на теплоходе. Это те условия, которые
туроператор должен выполнить обязательно (табл. 6.1). Эти обязательные
условия в туризме принято называть комплексом услуг на маршруте.
Таблица 6.1.
Структура тура "Москва - Париж - Москва"
Услуги |
День |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Турпакет |
Отлет ("Шереметьево-2") Прилет ("Шарль-де-Голь") Трансфер "Отель Риц" |
Завтрак Отель |
Завтрак Отель |
Завтрак Отель |
Завтрак Отель |
Завтрак Отель |
Завтрак Отель |
Трансфер Отлет ("Шарль-де-Голь") Прилет ("Шереметьево-2") |
Комплекс услуг на маршруте |
|
Обзорная экскурсия |
Эйфелева башня Обед |
Версаль Обед |
Прогулка на теплоходе Обед |
"Лидо" Ужин |
Лувр Ужин |
|
Самостоятельная программа |
Ужин |
Обед Вечер Ужин |
Вечер Ужин |
Ужин |
Вечер Ужин |
День Обед |
День Обед |
Трансфер |
Из таблицы видно, что тур не покрывает всего времени
путешествия и оставляет туристу много свободного времени для выбора
собственной программы. Эта «своя» программа может быть реализована с
помощью многих альтернатив. И если на второй день пребывания в Париже у
вас свободный вечер, обед и ужин, то принимающий туроператор предложит
вам массу альтернатив: и шопинг, и культурную программу, и посещение
джаз-клуба, и прогулку по вечернему Монмартру с гидом и т. д.
Обязательную программу - турпакет и комплекс услуг на маршруте, т.
е. тур, туроператор оформит в виде туристской путевки или ваучера -
документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента
услуги.
Товары - специфическая материальная часть туристского продукта,
включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты,
сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть
туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые
являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания
туристов.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги, не
предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в
режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в
основную стоимость путевки. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое
обслуживание, почта, обмен
валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар,
хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV,
видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги
приобретаются туристами за дополнительную плату.
Как свидетельствует статистика, структура стоимости туристского
продукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:
ТПр (100 %) = Т (30 %) + ДТЭУ (40 %) + Тв (30 %),
где ТПр - стоимость туристского продукта; Т - стоимость тура;
ДТЭУ - стоимость дополнительных услуг; Тв - стоимость купленных товаров.
Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3
стоимости турпродукта. Гораздо больше туристы оставляют в местной
туристской индустрии непосредственно, минуя услуги туроператора.
Значительная часть расходов российских туристов поступает в местный
бюджет через торговлю.
|