Ведущий эксперт Всемирной туристской организации Джафар Джафари в своей
работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали
всегда. Об этом свидетельствуют записи древних народов, населявших
Дальний и Средний Восток и Средиземноморье. Эти исторические очерки
показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в
Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все
чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с
дипломатическими целями. Геродот (VI в. до н. э.), например, оставил
значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и
длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей
жизнеописательный характер и историческую направленность,
рассматривались искусство и философия, языки и религии, традиции
населения других стран, черты местного быта и формы гостеприимства.
Во времена колониальных завоеваний и географических открытий
арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло, XII в.
н. э.) оставлено замечательное наследие - записи о путешествиях,
востребуемые до сего времени. Например, поэт Баско, посетивший Японию в
XV в., написал мемуары, которые и сейчас служат прекрасным справочным
материалом нынешним туристам.
С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти
способствовало появление детальных географических карт и новых
мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно
историческим документам начиная с середины XVI в. жители Северной
Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные
учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную
Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические
посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже - в 1750-х гг., и
вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных
развлекательных и образовательных путешествий.
Длящиеся поначалу 2-3 года туры постепенно сокращаются по времени,
тогда как количество туристов растет. Турист (как правило, молодой
человек) сопровождался опекуном; многие из них описали свои путешествия
в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях. Это были не только
литературные, но и познавательные работы, лучшей иллюстрацией которых,
возможно, служат записки Гете об Италии (1786-1788 гг.).
В XIX в. индустриальная революция и распространение империализма,
евангелизма и социализма внесли большие изменения в жизнь общества.
Томас Кук, великий английский реформатор, использует паровозы для
поездок городской бедноты за город, на выставки и ралли. Отметив
коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало
современной туристской индустрии: турагентства, резервирование мест в
транспорте и гостиничных номеров, классификация отелей, дорожные чеки,
расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией.
Массовый туризм приобрел международный характер и был, возможно,
наиболее ярко описан Марком Твеном в пародии «Простаки за границей»
(1869 г.). Это было время научного прогресса, расширения
делопроизводства, победы демократии над буржуазным строем в пользу
отдыха и путешествий, время поощрения интереса к наукам.
Первая мировая война положила конец власти аристократии и произвела
новую революцию в туризме: люди стали более трепетно относиться к
природе в условиях всеобщей индустриализации. Приобретают популярность
принятие солнечных ванн, в особенности морских, а также отдых в горах,
лыжи, пеший туризм, плавание на морских судах.
В это время многие учения о туризме становятся историческими, а
специалисты занимаются как изучением истории рекреации и туризма в
целом, так и исследованиями их отдельных аспектов (например, курортов и
минеральных вод), других более объемных понятий.
Географами был произведен ряд описакш.мых работ на тему внутреннего
и выездного туризма, возникшего на базе роста автомобильной индустрии.
В последующие после второй мировой иойны десятилетия туризм
послужил толчком к развитию всех стран, но особенно освободившихся от
колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма
сыграло появление в 1952 г. авиапутешествий.
В 60-х гг. преимущества массового туризма уже не ставились под
вопрос. В ходе исследования возникло предположение, что туризм может
стать прекрасным способом поощрения рабочего класса как в странах
третьего мира, так и в великих державах.
Философия «туризм = развитие» требовала внедрения туризма на новых
территориях, вовлечения в работу большого количества людей. Ожидалась
значительная отдача от туризма, в несколько раз превышающая расходы,
стимулирующая местную экономику и улучшающая условия жизни.
Однако были и противники массового туризма. Отчетливо зазвучали
критические голоса представителей консервативных и ностальгических
взглядов. Намного более серьезная критика возникла в экономической
среде: после детального изучения экономисты продемонстрировали, что
хваленый преумноженный доход на поверку оказывается ниже ожидаемого и
что утечка капитала и преувеличение положительных сторон туризма
зачастую сводят на нет предполагаемые экономические преимущества в
области туристской индустрии.
Были подняты и вопросы экологии, наиболее животрепещущими из
которых явились проблемы сохранения парков и предельно допустимого
уровня нагрузки на туристские объекты. Изучение темы отдыха породило
также широкий спектр вопросов в области психологии, политологии,
социологии. Экономисты продолжили свои яростные споры и тщательный
анализ, но вопрос остается открытым вплоть до наших дней.
Таким образом, в XX столетии сформировалась индустрия, которая
выросла и приобрела в наши дни всемирную социально-экономическую
значимость.
Объединенными усилиями продолжают укрепляться позиции туризма в
мире. С начала века, особенно начиная со второй мировой войны, большое
количество правительственных организаций и коммерческих агентств
укрепили и лишний раз подтвердили важность туризма на мировом уровне.
|