Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры
значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель
путешественниками из стран с более высокой цивилизацией. Арабы,
проживавшие на Аравийском полуострове, с V в. стали распространять свою
власть и религию (ислам) на территории современных Ирана, Туркестана,
Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям
Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию,
Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец
Сулейман из Басры. Он оставил записи (851 г.) о своих маршрутах и
местах посещений. На рубеже IX-X вв. путешествие по Восточной Европе и
Передней Азии совершил арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв.
совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю Азию, на Ближний и
Средний Восток, Кавказ, в Африку - до Мадагаскара включительно.
Арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения новых
земель, проложили и описали важнейшие торговые пути, способствовали
сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из выдающихся
арабских путешественников XIV в. был купец Ибн-Батута (1304-1377 гг.).
Он посетил Египет, Сирию, пограничные области Малой Азии, Ирак и
Западную Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия
Ибн-Батуты» переведена на европейские языки.
В азиатских землях путешественникам предоставляли ночлег, еду и
проводников. В Индии и Китае существовали сети дорог с местами для
ночлега и приема пищи. Функцию документов зачастую выполняли устные или
письменные рекомендации от лиц, побывавших ранее в этих местах, или от
тех, кто посетил родину путешествующего человека.
Первенство освоения и изучения северных земель принадлежит
норманнам. Начиная с IX в. они осваивали побережье Балтийского моря,
заходили в Рижский и Финский заливы, по древнерусским торговым путям
пробирались до Черного моря, а затем в Византию. Восточными славянами
был освоен знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединявший
Черное и Балтийское моря.
Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе
происходило во времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За
рыцарями-завоевателями следовали купцы, священники, паломники и нищие.
Несмотря на завоевательную суть походов, они имели положительный эффект
в создании предпосылок последующих взаимных путешествий между западными
и восточными государствами.
Большая часть средневековых путешествий была связана с
передвижением паломников к святым местам. Материальная культура
античности рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащее
забвению и разрушению. В XV в. в Риме уже почти никто не помнил о
сохранившихся скульптурных и архитектурных памятниках античных времен.
Одна из шести основных заповедей христианства гласит: «Блаженны нищие
духом, ибо их есть царствие божие», что означает отрицание богатства,
непривязанность человека к материальному миру. Культура и быт
средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели
лишь путешествия, осуществлявшиеся с духовными целями. Основными
центрами паломничества стали Рим (могила св. Петра) и Палестина. В IX-X
вв. посещение захоронений христианских святых распространилось на
другие территории
(Испания, Сицилия, юг Италии). После завоевания Палестины мусульманами
паломничество христиан резко сократилось. Но постепенно развитие
дипломатических отношений с мусульманским правительством дало
возможность заключать договоры, разрешающие беспрепятственное движение
христиан к святым местам. Посещение этих мест стало выгодно властям,
так как с паломников брали плату за перемещение по территории страны и
посещение самих святых мест. Паломников даже снабжали сопроводительными
записками, имевшими значение путеводителей и рекомендательных писем.
В период средневековья вследствие частых войн, жизненной
неустроенности, нищеты, феодальной зависимости широкое распространение
получило не только паломничество, но и бродяжничество. По дорогам
постоянно передвигались как крупные феодалы с вооруженной свитой,
представители высшей власти, преследовавшие государственные и личные
деловые цели, так и группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и
певцов. Особые группы составляли люди, путешествовавшие в поисках
заработка и с целью обучения наукам и ремеслам. Путешественники
перемещались группами, так как вероятность нападений разбойников была
достаточно велика. С появлением в Европе крупных университетов в них из
разных мест направлялись будущие студенты. С ростом числа университетов
(в конце XV в. в Европе их насчитывалось 75) такого рода путешествия
стали распространенным явлением. К этому времени сложилась сеть
постоялых дворов, имевших не только яркие вывески, но и гербы,
изображения которых устанавливались на высоких столбах. Интерьеры
гостиниц были просты: столы, скамьи (иногда стулья), полки для посуды.
Для отопления использовались камины.
Таким образом, в средние века как европейцами, так и жителями
азиатских стран совершалось множество путешествий с целью посещения
неизвестных земель. В результате было освоено множество территорий,
проложены новые пути. Характер путешествий изменился, хотя некоторые из
мотивов остались прежними (обучение, деловые поездки). Особую
актуальность в странах Европы приобрели паломничество к христианским
святыням и путешествия с образовательной целью, сформировавшиеся
впоследствии в определенные виды туристских услуг. В средние века
закладываются основные элементы инфраструктуры туризма: дороги,
постоялые дворы, харчевни, проводники и переводчики.
|