|
У категорії матеріалів: 8 Показано матеріалів: 1-8 |
|
Сортувати по:
Даті
В следующем предании играют также немалую роль нелюбовь народная и болезнь лица, о котором предание сложилось. Но относиться оно к временам княжества Черниговского. Сельце святого Спаса дар собору св. Спаса, нынешняя Жолвинка, по правую сторону Десны, близ Чернигова, (сожженная половцами в 1159 г. **), называлась также Желвинкою (Грамота царя Алексея Михайловича 1674 г.). – Название это воспроизводят так: Патриаршая или Никоновская летопись: «А князь Мзяслав Давидович спешно прииде на него, и нача бродити через реку Десну, а половцев напред отпусти воевати, и сельце святого Спаса зажгоша».
|
Перейдем теперь к преданиям, касающихся отдельных пунктов г. Чернигова. Гончая улица получила свое название от гоняния сквозь строй солдат (наказание). Вознесенская улица раньше называлась Немецкой слободой. Имя она это получила от пленных шведов, присланных из под Полтавы в Чернигов на жительство. Ковалевка в конце гончей ул. Называется так потому, что там раньше были кузницы. Вал, ныне место для гуляний, - остаток прежнего наружного крепостного вала. Есть указание, что уже в 1023 г. Чернигов был укреплен
|
Редкий город является средоточением стольких святынь, как Чернигов. Каждая из них имеет за собою более или менее глубокую древность и с каждой из них связаны сохранившиеся поныне предания о чудесах, ими содеянных. На одной из трех финифтовых дощечек, прикрепленной внизу чудотворной Ильинской иконы Богоматери, находиться следующая надпись: «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 г., с 16 по 24 число апреля».
|
Татары были исконными, вековыми врагами Малороссии. Эпоха татарского ига и безпрестанных набегов татарских орд одна из самых тяжелых и грустных эпох в истории Чернигова. Такой же тяжестью, если не большей, отличались и временавладычества поляков и их упорных притязаний на обладание Черниговом. История подробно рассказывает о том произволе и насилии которые царили тогда в Украине. Она же повествует нам о многочисленных битвах Черниговцев с поляками, которые неоднократно осаждают и жгут его. Из позднейших событий этой эпохи особенно долго сохранялись в народной памяти два эпизода: о захватах Чернигова самозванцев Гришкою и Горностаем.
|
Память о полном ужасов и народных бедствий времени татарского владычества сохранились во многих преданиях. Одно из них рассказывает, что с левой круглой башни Спасского собора бросилась и убилась на смерть княгиня Домникия, не желая живой отдаться на поругания татарам. В то время правой башни еще не было; она было выстроена гораздо позднее, в соответствие левой, во время возобновления собора после пожара 1750 г., уничтожившего до половины и левую башню.
|
К столь же глубокой старине, как и былины, относятся предания о временах удельного Черниговского княжества. Повествуют они, между прочим, о клятве Давидовичей и Ольговичей жить в мире и действовать за одно з Изяславом. Клятва эта, произнесенная ими торжественно, с лобызанием креста в Черниговском соборе Спаса, в присутствии Феодосия Печерского и при Федоре епископе Белгородском, тотчас же была нарушена. Здесь усматривается характеристика потомков владетельного князя Святослава Ярославовича. Но без основания же летописи представляют их, как людей беспокойных нравом, затевавших споры и ссоры с соседними владетелями, легко относившихся и к праву собственности, и к жизни человеческой, и к клятвам, которые они давали.
|
Далеко не каждый город может похвастаться таким обилием преданий и легенд, приуроченных к нему, как Чернигов. Предания эти достойны внимания не только потому, что они или вошли в историю, как действительные факты, или представляют любопытные для исследования предметы отечественной древности, но достойны внимания еще и потому, что в этих памятниках первоначальной деятельности русского ума обнаруживается вся сила его, умственный кругозор и древняя жизнь нашего отечества. Как бы ни были ничтожны или отрывочны предания, они все же драгоценны для любителя старины.
|
Коли татари взяли в облогу Троїцько-Ільїнський монастир, завдяки молитвам старого ченця сталося чудо - храм Божий увійшов у землю, і перелякана орда розбіглася. Церква, яку поглинула земля, знову з'явилася у день святого Іллі, тому й назвали її Іллінською. Це, звісно, легенда, адже достеменно відомо з літописів, що Іллінську церкву засновано Антонієм Печерським 1069 р. І все ж читати подібні оповіді у книжечці П. І. Іловайського "Черниговская старина по преданиям и легендам" не можна без захоплення. Як не можна не погодитися з її автором, що "далеко не кожне місто може похвалитися такою кількістю переказів і легенд, присвячених йому, як Чернігів".
|
|