В следующем предании играют также немалую роль нелюбовь народная и болезнь лица, о котором предание сложилось. Но относиться оно к временам княжества Черниговского. Сельце святого Спаса дар собору св. Спаса, нынешняя Жолвинка, по правую сторону Десны, близ Чернигова, (сожженная половцами в 1159 г. **), называлась также Желвинкою (Грамота царя Алексея Михайловича 1674 г.). – Название это воспроизводят так:
Патриаршая или Никоновская летопись: «А князь Мзяслав Давидович спешно прииде на него, и нача бродити через реку Десну, а половцев напред отпусти воевати, и сельце святого Спаса зажгоша».
«жолв или желв – подкожный затверделый нарост; князь Святослав Ярославович страдал этой болезнью; «сего же (6584-1075) лета преставися Святослав сын Ярославля от резания желве и положен Чернигов у святаго Спаса». (Собрание летописей). Князь был не любим народом, который в насмешку и дал ему прозвищеЖолвиновитого, - прозвище, переходившее из рода в род; отсюда и село, основанное им, получило название Жолвинки или Желвинки (Истор.-стат. Описание Черниговской епархии, кн.5).
Также имеются сведения о Святом озере. Это озеро, на берегу с сосновым лесом, входившее в число имений Елецкого монастыря, называется так в самых древних памятниках монастыря. Название это объясняется тем, что в озере свершилось начальное крещение Черниговского народа первым Черниговским епископом, и здесь, на берегу озера, проживали архипастыри, до построения собора.
Есть предание, что здесь жил Николай Святоша, сын князя Давида Святославовича, княжившего в Чернигове (1096 – 1123 г.г.), и, после пострижения в свой иноческий чин в 1105 г., он с прочим своим имуществом отписал Киево-Печерской лавре и Лесковицу. Об этом князе не будет лишним добавить, что он, оставил добровольно свое Черниговское княжество и вступил в 1106 г. в братию Печерского монастыря, отдал ему свою богатую библиотеку, устроил при нем особый больничный монастырь и был три года поваром, а три года привратником Печерского монастыря, а также и дровосеком.
Название Бобровицы, верятно, произошло потому, что в местах, прилегающих к Десне и поросших в старину дремучими лесами, как рассказывают старые люди, водились бобры.
В юго-западной части Бобровицкой земли находится Булавкин ров, - от имени прежнего владельца соседнего поля, казака Булавки. Ров этот глубокий древности и, как думают, искусственный. В нем, лет полтораста назад, людьми Лизогуба, из д. Певцов, был отыскан богатый клад. Женщина, по фамилии Мельничка, застав их на месте, просила уделить ей небольшую часть. Но корысть помешала счастливцам согласиться на эту просьбу. Тогда Мельничка донесла о случившемся Лизогубу. Испуганные искатели клада, оставив у себя часть найденных денег, остальные зарыли в другом месте, а сосуды, в которых находился клад, бросили в Стрижень.
Лизогуб, начал строгое расследование и, выпытав показание, что клад выброшен в реку, нагнал несметные толпы народа со всех окрестностей, а затем принялся за расчистку реки, значительно поросшей травой и лозой. На месте зарослей образовался пруд, совершенно очищенный, но клада так и не нашли.
Относительно городка у Бобровицы, предание рассказывает, что на том месте стояла когда-то церковь. Нужно предполагать, что церковь эта была разрушена и потом забросана землею.
С рассказом о церкви соединяется следующее предание. В незапамятное время подошел к Чернигову какой-то поганый царь, который сжег селение, примыкающее к городку, но после этого сильно глазамы, а войско его почти все ослепло. Узнав о целебных свойствах воды из криницы, находяшейся вблизи Садка, поганый царь лечил себя и свое войско этой водой. Но почувствовав бессилие, «преклонился» пред каким-то нашим воеводою или князем на холме, возвышающемся недалеко от Криницы. В последствии ров, в котором находиться Криница, называется поганим рвом, а горка – Преклонною горою.
Народная молва утверждает, но многие больные глазами, умывавшиеся до восхода солнца Криничной водою, получали исцеление. То же говорят и о чахоточных больных (Статистич. Описание Бобровицкой дачи, А. Шамраевского – Черниговск. Памятка 1862 г.)
Химическое исследование воды, сделанное В.О. Подвысоцким, по качественному разложению, показало, что из веществ, заключающихся в этой воде, основание преимущественно соединены с хлором. Из основании же преобладает известь. Соединение хлора с известью – хлористый кальций предлагается некоторыми медиками при страданиях глаз и хронических накожных заболеваниях, в слабом растворе.
Что касается рек, на которых стоит Чернигов, то и них есть предания. О р. Стрижень говорят, что она когда-то была большой и широкой рекою, что часто наводняла окрестности Чернигова и затопляла город, а по берегам ее росли непроходимые, дремучие сосновые и дубовые леса, также частично липовые и березовые. На реке когда-то стояла плотина с двумя мостами: один с мельницей, моловшей во все времена года, другой по местному названию, яловый (свободный, гулящий) для спуска воды. От последнего моста, вероятно, произошло название яловщины, урочища под Черниговом. Есть еще несколько преданий о той же реке, но вследствие отрывочности и спутанности, мы не приводим их здесь.
О реке Десне, которая омывает южную окраину Чернигова, существует народное поверие, что она не замерзает и не вскрывается, пока не получит утопленника.
Подобное же поверие о некоторых донских станицах о р.Доне, а в г. Саратове о Волге. О последней говорят, что она не замерзает и не вскроется, пока в ней три хохла не утонут (слобода Покровская – на берегу Волги, против Саратова – населена малороссами, отличающимся особенной смелостью при переправах через Волгу в бурю и ледоход).