Память о полном ужасов и народных бедствий времени татарского владычества сохранились во многих преданиях. Одно из них рассказывает, что с левой круглой башни Спасского собора бросилась и убилась на смерть княгиня Домникия, не желая живой отдаться на поругания татарам.
В то время правой башни еще не было; она было выстроена гораздо позднее, в соответствие левой, во время возобновления собора после пожара 1750 г., уничтожившего до половины и левую башню.
Другое предание имеет связь с «Черной могилой». Этим именем называется курган, находящийся во дворе мужского духовного училища. «Черная» - не освященная крестом. – По преданию, на этом месте злая жена татарского хана, топтавшая конем детей, встретила «владыку преподобного». Отшатнулся владыка и оградил себя поднятым к верху крестом. Почернела ханша, упала с коня и провалилась сквозь землю. Когда в позднейшее время были произведены раскопки кургана и в нем ничего не нашли, простой народ все же не усомнился в истине легенды, утверждая, что волшебница – бусурманка ушла в землю, откуда без креста ее не достать.
В Троицко-Ильинском монастыре, возле церкви св. Николая, князя Черниговского, был открыт склеп с человеческими костями. По преданию, это кости инков, которые во время нашествия татар думали спастись в пещере, но были найдены и убиты татарами.
О том же монастыре гласит предание, что во время осады монастыря татарами, молитвами старца-монаха свершилось чудо – церковь ушла в землю и испуганная орда разбежалась; церковь ушла в землю и испуганная орда разбежалась; церковь, скрывшаяся в землю снова появилась в день св. Ильи, почему будто бы и названа Ильинской.
Церковь св. Ильи была заложена кн. Святославом в 1069 году.
В воззвании архиепископа Черниговского Виктора Садовского в книге для записывания пожертвований значится: «церковь сия заслуживает особливое внимание всех православных христиан, наипаче же жителей города его. Она сооружена на том святом месте, которое преподобный отец наш Антоний Печерский подвигами и трудами своими освятил и прославил. Потому церковь сия составляет первейшую честь и славу первенствующего в Малороссийской губернии города Чернигова».
В преданиях, относящихся к эпохе татарского владения Черниговом, как видно, с одной стороны описываются ужасы того тяжелого и печального времени, а с другой – ярко обрисовывается победа духовной силы над силой грубой, физической, олицетворенной в ханской орде.
Кроме кургана, называемого Черной могилой, и другие Черниговские курганы имеют свои легенды. Так: за оградой Елецкого монастыря находиться высокий курган, под которым, по одному преданию зарыт Всеволод Святославович Чермный, а по другому - какой-то северянский князь времен идолопоклонства. Курган этот называется могилой князя Черного.
О курганах, усеявших пространство между Троицким монастырем и городом, предание говорит, что это – памятники в честь битвы Черниговцев, не желавших отдать родных жилищ татарам.
Позднейшие исследования курганов обнаружили иное. При раскопках в них найдены остатки сожжения трупов, другими словами – это могильные насыпи языческих народов. Найдены были шлемы, щиты, мечи, кольчуги, жертвенные металлические сосуды с остатками зернового хлеба, яиц, костей животных и множетво предметов житейского обихода и конского убора. Найдены также греческие монеты, дающие указания, что курганы насыпаны в конце Х столетия, т.е. в последнее время язычества в нашем крае.