Нет смысла лишний раз рассказывать о возможностях и преимуществах интернета. Об этом сейчас не пишет только ленивый. Необходимость собственного присутствия в интернете осознали, я думаю, большинство руководителей туристических фирм. Безусловно, основной формой присутствия в интернете является собственный интернет-сайт.
Практически все уважающие себя туристические компании уже обзавелись собственными сайтами. Однако на пути создания и развития интернет-сайта турфирму поджидает немало подводных камней, избежать которых удается не всем. Часто бывает, что только по завершении создания сайта руководство турфирмы понимает, каким он на самом деле должен быть. И очень вероятно, что полученный в итоге результат оказывается совсем не таким, как хотелось бы. Поговорим о том, как можно добиться большего эффекта от использования интернет-сайта.
Первое, о чем стоит подумать при решении вопроса о создании сайта: кто будет этим заниматься? Самый простой ответ – сделать все собственными силами, например, поручить все наименее загруженному сотруднику. Благо под рукой есть программа Front Page, которая существенно упрощает создание сайта. Несколько часов – и сайт готов! Однако, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Отрицательных примеров подобного рода в сети можно найти сотни, поэтому я воздержусь от публикации конкретных ссылок. Такой сайт имеет непродуманную систему навигации, состоит из трех-четырех фреймов с использованием стандартных анимированных картинок: вращающийся глобус, анимированный конверт и т.д. С точки зрения практически любого посетителя, выглядит это все достаточно убого, если не сказать – ужасно.
Далее я не буду рассматривать вариант создания сайта своими силами – современный сайт создать на коленках практически невозможно. Требуются усилия программистов, дизайнеров, менеджеров и т.д.
Поэтому создание сайта лучше всего доверить профессиональной веб-студии. Повышение уровня сайтов туристических фирм ярко показывает, что многие руководители уже поняли это. Еще лучше, если у студии, которой вы доверите создание вашего сайта, есть опыт реализации туристических проектов. Тогда вам не придется тратить время на объяснение основ туристического бизнеса. Кроме того, у такой студии уже наверняка будут готовые наработки, позволяющие существенно ускорить и удешевить процесс разработки туристического сайта.
Резонный вопрос, часто возникающий у заказчика: во что обойдется создание сайта? Конечно, диапазон цен огромен. Можно найти компанию из глубинки, которая сделает сайт совсем дешево. Однако тут появляется проблема оперативной связи в процессе разработки. Все-таки при разработке сайта желателен личный контакт заказчика с представителями фирмы-разработчика. Кроме того, при выборе компании из другого города могут возникнуть проблемы с дальнейшей поддержкой сайта. Ведь как бы хорошо ни был сделан сайт, но со временем вы захотите его улучшить или обновить. Поэтому в дальнейшем будем ориентироваться на цены московских разработчиков сайтов.
Реально вам вряд ли удастся создать полноценный туристический сайт меньше чем за $600 – 800 (конечно, если речь не идет о совсем маленьком сайте на пару страниц). За эти деньги вполне можно получить неплохо работающий сайт для турагентства. Более сложные и большие сайты стоят уже $1 – 3 тысячи. Необходимость внедрения на сайт системы on-line бронирования туров для туроператоров приближает эту цифру к пятизначной.
Создание сайта начинается с составления технического задания. Чем больше времени вы потратите на проработку технического задания, тем ближе будет окончательный результат работы к тому, какой вы хотели бы видеть, и тем быстрее проект будет разработан. В этом задании должны быть подробно расписаны все разделы и функции сайта. Не стоит полагаться на устные договоренности! Не секрет, что разработчик и заказчик понимают одну и ту же задачу по-разному. Поэтому тщательная проработка технического задания (совместными усилиями обеих сторон) поможет избежать разночтений и конфликтов в будущем.
Вначале, как правило, возникает вопрос и об адресе сайта. Для компании, работающей на российском рынке, наиболее разумным является название вида www.firma.ru. Адрес вида www.firma.com имеет смысл регистрировать, только если вы планируете выходить на западный рынок или чтобы «застолбить» хороший адрес. Категорически не рекомендую вам использовать бесплатные адреса, например, www.firma.com.ru или www.firma.narod.ru. Сэкономите на них $20 – 30, а по престижу это будет ощутимый удар.
Непосредственная работа над сайтом начинается с дизайна. Вполне естественно, что у вас будет свое собственное видение вашего сайта. Но уверены ли вы, что это видение высоко оценят посетители сайта? Не стоит жестко навязывать свое мнение, но и не оставляйте абсолютно все на усмотрение дизайнера. Его задача – сделать все красиво и правильно на основании ваших пожеланий. И не надо ставить дизайн во главу угла. Клиент приходит на сайт турфирмы, чтобы подобрать путевку или получить информацию, а не любоваться красивыми картинками. Главное, чтобы дизайн не мешал пользователю извлечь из сайта все необходимое для принятия решения о поездке. Впрочем, в некоторых ситуациях дизайну стоит уделить очень серьезное внимание, например, если вы предлагаете очень дорогие индивидуальные туры и рассчитываете на привлечение соответствующей аудитории. В этом случае «обычный» дизайн не подойдет.
Сайту туроператора не нужны особые художественные изыски. Турагенту, зашедшему на сайт оператора, важно максимально быстро получить доступ к нужной информации. Некоторые продвинутые турагентства даже отказываются от распечатки спецпредложений туроператоров и во время телефонного разговора с клиентом могут сразу зайти на сайт туроператора за самой свежей информацией о ценах и наличии мест.
Исключительно важная функция сайта туроператора – система бронирования on-line. Тогда прямо на сайте зарегистрированный агент может мгновенно посмотреть информацию о наличии мест на определенные даты и быстро забронировать тур, исходя из имеющейся у оператора квоты мест. Это должна быть достаточно серьезная система, связанная с системой автоматизации офиса туроператора. Здесь уже не обойтись без установки в офисе оператора собственного сервера и организации хорошего выделенного канала.
Более простой вариант – просто своевременное размещение на сайте оператора спецпредложений в любом удобном для печати виде. При этом заявку на тур турагентство может заполнить на сайте оператора (при этом заявка будет отправлена менеджеру по бронированию по электронной почте) либо отправить привычным факсовым методом. Практика показывает, что если туроператор не реализовал возможности бронирования on-line на своем сайте, то заявки в основном будут приходить по факсу. Это связано с тем, что во многих операторских компаниях обработка заявок по электронной почте происходит заметно медленнее, чем заявок, присланных по факсу. Да и многим агентствам психологически комфортнее отправлять заявки именно по факсу и так же получать подтверждение бронирования. Менеджеру турагентства спокойнее иметь бумажный документ, подтверждающий бронирование, чем письмо, пришедшее по электронной почте.
Необходим на сайте оператора и справочный раздел, содержащий бланк агентского договора, анкеты для посольств и т.д.
Перед сайтом туристического агентства, как правило, ставятся совершенно другие, не менее сложные задачи. На сайте турагентства важно не просто поместить актуальную информацию, но подать ее так, чтобы из всего многообразия сайтов клиент выбрал ваш и позвонил именно вам. Ведь если в реальном мире от одной турфирмы до другой нужно преодолеть определенное расстояние, то в интернете ваш сайт от сайта конкурента отделяет всего один щелчок мышью.
Обращаясь к интернету в поисках путевки, клиент ждет нечто большего, чем просто строчки из "Туризма и отдыха", представленные в электронном виде. Такие строчки хороши на туристических порталах, которые являются отправной точкой в поиске тура. Переходя же с туристического портала на сайт турагентства, клиент вправе получить более подробную и актуальную информацию. Нет смысла заваливать клиента большим количеством страноведческой информации. Эти данные он может почерпнуть и на других сайтах. На сайте же турагентства нужна в первую очередь информация о конкретных предложениях.
Большая проблема, с которой сталкиваются десятки туристических агентств, – невозможность оперативно отразить на своих сайтах огромный объем спецпредложений, постоянно получаемых от туроператоров. Самым простым решением в данном случае является регулярное (один-два раза в день) размещение спецпредложений операторов на сайте турагентства в том виде, в каком они приходят от оператора – в форматах Word и Excel.
В лучшем случае из документа убирается шапка с названием и координатами туроператора. В таком варианте сильно ухудшается наглядность предложений. Простому человеку разобраться в огромных таблицах с непонятными обозначениями типа SGL, AI и др. совсем непросто.
Кроме этого, на работу по размещению таких прайс-листов уходит немало времени.
Еще один вариант решения проблемы – ручной ввод туров на сайт через специальный интерфейс. При этом, для того чтобы тур появился на сайте, менеджеру турагентства необходимо заполнить определенные поля в форме (это может выглядеть примерно так же, как и ввод туров на популярные туристические порталы). Неплохое решение, но при большом объеме предложений реально ввести в базу только самые важные туры. Если же предложений немного и они нечасто обновляются, то такой вариант будет вполне удачным.
Однако есть и более продвинутые решения. Сейчас на рынке присутствует несколько так называемых интернет-пейджеров, аккумулирующих предложения от многих операторов в единую базу данных с единым форматом. На офисном компьютере турагентства устанавливается программа, которая позволяет регулярно получать эту базу и вести по ней отбор необходимых предложений. Интернет-пейджеры отличаются друг от друга количеством представленных операторов, оперативностью работы, качеством данных (то есть количеством предложений, содержащих ошибки или неточности, без которых пока, к сожалению, не обходится) и удобством своего интерфейса. На сегодня наиболее известны интернет-пейджеры Форос и Турсофт. Абонентская плата за их использование составляет около $50 в месяц.
Существуют решения, позволяющие транcлировать эти базы предложений на сайты туристических агентств. При этом на сайте турагентства устанавливается административный интерфейс, где можно выбрать, туры каких операторов и по каким направлениям отображать на сайте. Можно также устанавливать скидки на конкретные туры относительно цен туроператоров. Посетитель сайта видит удобную форму поиска. Заполнив ее, он сразу получает список туров, удовлетворяющих его запросам. На тур можно при желании сразу отправить заявку, которая придет в турагентство по электронной почте. Фактически менеджеру туристического агентства остается только обрабатывать поступающие с сайта заявки на конкретные туры или отвечать на звонки клиентов, уже знающих, куда и когда они едут и сколько нужно заплатить за поездку. В более сложном варианте возможна привязка к базе данных по турам базы данных по отелям. Тогда сразу из результатов поиска туров клиент сможет посмотреть подробное описание отеля с фотографиями и даже подобрать отель по определенным критериям (например, близость к пляжу, наличие водных горок или бильярда). Систему можно еще более усовершенствовать, добавив массу полезных разделов, таких как «Горящие туры», автоматически обновляющихся разделов «Погода», «Курсы валют» и других, которые, безусловно, привлекут внимание посетителей сайта.
Конечно, такую систему еще трудно назвать бронированием on-line, однако задача предоставления клиенту актуальной и подробной информации решается достаточно неплохо. И на сегодняшний день такой вариант турагентского сайта вполне отвечает и уровню технологий, и степени готовности туристов осуществлять реальные сделки через интернет. Следующим шагом в развитии такой системы может быть ее увязка с системой оплаты по кредитным картам и системой on-line бронирования туроператоров.
При выборе такой системы вам стоит сравнить предлагаемые ею возможности: насколько много операторов представлено в системе, есть ли возможность отображения дополнительной информации (например, описания отелей, страноведческие материалы, погода и курсы валют в интересующей клиента стране), как часто обновляются предложения туроператоров. Самым ярким показателем при выборе системы является наличие уже реализованных сайтов на основе подобной технологии.
При создании сайта необходимо обговорить с веб-студией возможность самостоятельного внесения на сайт необходимых изменений. Туризм – отрасль, где информация меняется исключительно быстро, и нежелательно, чтобы для исправления каждой цифры вам приходилось обращаться к разработчикам сайта. Существуют так называемые «Системы управления контентом» (содержимым сайта), которые позволяют даже неспециалистам изменять большую часть информации на сайте. Однако тут нужно понимать, что запрограммировать абсолютно все возможности заранее нельзя. Вы получите гораздо больше возможностей по управлению своим сайтом, если возьмете на работу профессионального web-мастера. Это окажется особенно актуальным, если объем постоянной работы над сайтом достаточно велик. Зарплата специалистов в этой области начинается примерно от $300 в месяц.
Работе над сайтом нужно посвятить немало времени, чтобы получить нечто действительно полезное и эффективное. И работа эта отнюдь не заканчивается с завершением разработки сайта, который необходимо регулярно обновлять и развивать, проводить его рекламу, иначе деньги за его создание окажутся выброшенными на ветер.
Сергей Ватутин
директор «Бюро Интернет Маркетинга»