В международном туризме действует множество туроператоров. Такие фирмы
представлены на рынке как в виде мелких и средних предприятий, так и в
виде крупных корпораций. Следует сказать, что бизнес туров и транстуров
- преимущественно средний и мелкий бизнес. Однако, как и на любом
другом рынке, на функционирование международного туристского рынка,
создание и распространение высоких стандартов обслуживания и передовой
технологии оказывают серьезное влияние крупные туристские компании и
корпорации. Наряду с гостиничными цепями, распространившими свои
филиалы и франшизные предприятия по всему миру, рыночную политику
делают и крупные туроператоры, имеющие свои агентства во многих городах
и странах. Значительное влияние на развитие туристского рынка оказывают
также независимые ассоциации туроператоров и турагентов.
Характерной особенностью последнего периода стало активное
проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские
рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное
движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок
процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии,
Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские
компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».
Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры,
контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру,
концерн ТУИ имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и
«Амбассадор туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской
национальной авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну
принадлежит ' Толковый словарь туристских терминов: Туризм.
Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А.
Квартальное. - М.-Афины: INFOGROUP, 1994.-С. 159.
140 % акций в компании «Арке райцен» (Нидерланды) и 46 % -в «Хорус
туре» (Франция). Оборот ТУИ в настоящее время достиг свыше 5 млрд
немецких марок.
Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3
млрд немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в
Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы
«Ибероджет».
Капитал ведущей немецкой компании ИТС размещен в Швейцарии (51 %
акций фирмы «Куони»), Нидерландах (25 % акций компании «Холланд
интернейшнл»), Бельгии (91 % акций компании «Сан интернейшнл»), Испании
(56 % акций фирмы «Трэвэлплан»).
Среди других акций известнейших туроператоров можно назвать:
«Америкен Экспресс», «Карлссон» (США), «Томсон тур-оперейшн», «Оунерс
эброад групп», «Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания);
«Нувель Фронтьерз», «Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); «Спайс»,
«Нордиск» (Скандинавия); «Интерхоум», «Куони» (Швейцария) и многие
другие. В развитых туристских странах действует множество туристских
агентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя друг другу
рыночную конкуренцию.
Туристское агентство - это реализаторская сеть крупных и небольших
туристских фирм, это «магазин туристских продуктов»: туров и
путешествий, экскурсий и прогулок, экспедиций, приключенческих походов,
обучающих поездок и др.
Среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в
наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя
1:10 тыс. Это довольно высокий показатель. В Великобритании этот
показатель равен примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии -
1:10 тыс., в Нидерландах -1:13,5 тыс. В настоящее время такой
показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно
широкая сеть турагентств делает рынок туристских продаж «рынком
потребителей», с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все
же не принимает слишком сложные формы.
В общем, как и любая другая сфера деятельности,
агент-ско-операторская деятельность в туризме требует высокой
квалификации и профессионализма, глубоких знаний технологии, маркетинга
и рынка.
Основные моменты, на которые должны постоянно обращать пристальное внимание туристские операторы и агенты:
- будущее туристской фирмы зависит от того, насколько последовательно и решительно она будет бороться за свое место на рынке; -
конъюнктура рынка изменчива, старые возможности могут исчерпаться, а
новые, наоборот, измениться; следует воспринимать как само собой
разумеющееся тот факт, что если в данный момент фирма с успехом продает
какой-либо продукт, это совсем не означает, что так будет всегда.
Поэтому необходимо постоянно искать новые возможности, разрабатывать
новые виды туристского предложения; - в настоящее время больше, чем
раньше, от турфирмы требуются знание, расторопность, эффективность
действий, т. е. то, что можно выразить одним словом - профессионализм.
Продавать поездки и давать квалифицированные советы клиентам означает
несколько больше, чем просто принимать заявки; - лучше специализироваться на высокодоходном и качественном продукте, отбросив все остальное, т. е. работать «узко» и «глубоко»; -
необходимо постоянно заботиться об обновлении своего продукта,
обновлении и усовершенствовании состава услуг, диверсификации,
следовать за изменяющимися потребностями клиентов, учитывая такие вещи,
как мода и рыночные тенденции.
|