Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями. На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро
путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида
предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на
туристские агентства и туристские операторы.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.
Что означают эти термины?
Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных
к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы
и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и
выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия,
шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные
и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые
услуги.
Комплектацией туристского продукта, т. е. формированием набора
услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в
некоторых странах его называют турорганизато-ром) производит
дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в
соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.
Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов
(инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).
Туроператор - это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.
Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами
посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает
функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает
рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на
туры, передает туры тур-агенту для их последующей реализации туристам.
Турагент - это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.
Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их
потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов
от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от
последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Место обозначенных туристских организаций на туристском рынке
показано на рис. 8.2 (понятия рецептивного и инициативного
туроператоров рассмотрены в § 8.3).
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение
поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как
во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид
бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на
профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и
рычагов его развития и управления.
Основные функции туристских организаций:
- комплектующая; - сервисная; - гарантийная.
Комплектующая функция - это комплектация тура из отдельных услуг - для
рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров
рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов
туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для
турагента.
Сервисная функция - это обслуживание туристов на маршрутах, обслуживание туристов в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по
заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на
обусловленном уровне. Согласно международному и российскому
законодательствам перед туристом несет полную ответственность за
обслуживание та организация, которая сформировала и продала ему пакет
услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье
лицо (поставщик услуг).
Обычно туроператор - это более крупная компания, чем тур-агент,
имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов - агентскую
сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру.
При этом, независимо от наличия собственной агентской сети,
туроператор заключает агентские соглашения с независимыми
турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора
партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они
расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов,
выше прибыль, успешнее дела.
Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы
собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными
обществами - суть предпринимательской деятельности и рыночные функции
их от этого не меняются.
Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора являются
обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение
устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент
потребителей на основе дифференциации туристского рынка.
Основные различия между туроператором и турагентом:
1. По системе доходов: Туроператор покупает некоторый
туристский продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой
покупки и ценой продажи; очень часто туроператор приобретает отдельные
услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со
своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как
розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу
чужого туристского продукта; турагент реализует туристский продукт
(часто и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по
реальным ценам туроператоров или производителей услуг.
2. По принадлежности туристского продукта: Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.
|