Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире,
насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является
христианином). Христианство включает в себя два основных направления:
ортодоксальная церковь(восточная церковь) и католическая церковь(западная
церковь). Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и
протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные
течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь
направлением западной церкви, т. е. выделился из католицизма. Монофизитство и
несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной
церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности
религиозного сознания верующих.
В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:
- желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам; - исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного
религиозного деятеля; - выполнить богоугодные работы; - сделать пожертвование; - обрести благодать; - излечиться от болезни; - выполнить обет.
Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных
направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность
зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или
иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и
профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности поездок
религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.
Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой
религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира
имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности
представлены в музеях большинства крупных городов.
Основы вероучения христианства
Христианство неразрывно связано с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. В
возрасте 30 лет Иисус Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан.
В течение трех лет он проповедовал в Палестине, его учение изложено в Нагорной
проповеди. В Иерусалиме Иисус Христос был предан одним из своих апостолов Иудой,
распят, а через три дня воскрес.
В основе христианства лежат два основных принципа: идея греховности и идея
прощения. В культах отправления христианства важное место принадлежит почитанию
креста. С III в. н. э. христианство стало постепенно разделяться на западное и
восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В 1054 г. произошел
окончательный раскол (Великая схизма) церквей.
Священным писанием христианства является Библия, состоящая из Ветхого Завета и
Нового Завета. В Новый Завет вошли 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов,
семь соборных апостольских посланий, 14 посланий апостола Павла, Откровение
Иоанна Богослова.
Подавляющее большинство христиан признает два важнейших догмата: о Святой Троице
и о двух природах Иисуса Христа - божественной и человеческой.
В христианстве сложилось семь таинств:
1) крещение; 2) миропомазание; 3) причащение (евхаристия); 4) исповедь; 5) брак; 6) елеосвящение; 7) священство.
Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной
благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении
таинств между ними имеются отличия. В протестантизме таинства считаются просто
обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только
крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как квакеры, отвергают не
только таинства, но и все другие христианские обряды.
Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. От
торжественной литургии в православии и мессы в католицизме до простой
богослужебной практики в протестантизме.
В церковной организации разных христианских конфессий также существуют
значительные различия - от жесткой централизации (Римско католическая церковь,
протестантская деноминация и адвентисты седьмого дня) до фактически полной
независимости каждой церковной общины (конгрегациональные церкви, церкви Христа
и т. д).
Православная церковь
В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси
князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В
середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали
100 глав). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество.
В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными элементами
которой были:
1) установление единого культа богослужения, при этом за образец брался
греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим
образцам; 2) обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием; 3) вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, поясные поклоны; 4) крестные ходы по солнцу были заменены ходами навстречу солнцу.
Против никоновской реформы выступила часть духовенства во главе с протопопом
Аввакумом и их сторонники среди прихожан. На соборе в 1666- 1667 гг. противники
Никона были преданы анафеме. Так появилось течение старообрядцев. Старообрядцев
государство преследовало вплоть до конца XIX в. Догматических расхождений почти
нет, отличия старообрядцев касаются в основном обрядовой части:
1) признают двуперстное крестное знамение; 2) только земные поклоны; 3) восьмиконечный крест; 4) "Исус" без второй буквы "и"; 5) во время причастия семь просфор, а не пять.
При Петре I управление церковью перешло в руки государства, патриаршество было
ликвидировано, делами православной церкви ведал Святейший синод, который
возглавлял обер прокурор, назначаемый царем. Патриаршество было восстановлено
только в 1917 г. В 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства.
Большевики начали бороться с религией, которая была названа "опиумом для
народа". Стали разрушать и закрывать монастыри и храмы. В 1930 е гг. русское
духовенство подверглось сталинскому террору. К 1941 г. в России осталось всего
около 100 действующих православных церквей. В начале 1990 х гг. в России
началось новое обращение людей к религии. По закону "О свободе вероисповеданий"
Русская православная церковь получила статус юридического лица. К тысячелетию
Крещения Руси к лику святых были причислены Андрей Рублев, Максим Грек, Дмитрий
Донской, старец Амвросий Оптинский.
Структура православной церкви
Низшая церковно административная единица - церковный приход,церковь с причтом
(священнослужителями и церковнослужителями) и содержащая их церковная община
(прихожане). Церковные приходы объединены в округа(благочиния), которые в свою
очередь входят в епархии.
Сейчас в Русской православной церкви (РПЦ) 14 тыс. приходов (50 % в России), 94
епархии (48 в России), 310 монастырей. РПЦ возглавляет Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II. Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При
патриархе действует Священный синод. РПЦ имеет свою иерархию священнослужителей.
Высшие священнослужители - епископы, архиепископы и митрополиты. Основой
православной церкви является монашество.
В РПЦ существует четыре степени монашества как для мужчин, так и для женщин:
1) послушание (кандидат в монахи, послушник, живет и трудится в монастыре под
руководством своего духовного наставника); 2) рясофорное пострижение (человек принят в монашескую общину); 3) малая схима; 4) великая схима.
Монастыри подчиняются архиерею епархии, в которой они находятся. Имеются
ставропигиальныемонастыри (подчиняются исключительно Московской патриархии),
четыре лавры (Троице Сергиева, Александро Невская, Киево Печерская и Почаевская
Успенская лавры), скиты - небольшие подворья крупного монастыря, где селятся
монахи, принявшие великую схиму. Православная церковь отмечает Пасху и
двенадцать двунадесятых праздников, девять из которых имеют постоянные даты, а
три - переходящие.
Православные церковные организации
В православии в отличие от католицизма нет единой церковной организации. Крупные
православные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время в
мире насчитывается 15 автокефальных церквей. Общее число православных 182 млн
человек. Из них: на Украине 30 млн, в Румынии 20 млн, в Греции 9,5 млн, в Сербии
и Черногории 7 млн, в Болгарии 6 млн, в Белоруссии 5 млн, в Молдове 3 млн, в
Великобритании 400 тыс., во Франции 260 тыс., в США 7 млн., в Швейцарии 70 тыс.,
в Италии 36 тыс. Старообрядцев в мире насчитывается свыше 3 млн человек.
Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
История православного паломничества
Некоторые российские ученые считают, что одним из первых русских православных
паломничеств была поездка княгини Ольги в Константинополь для совершения обряда
крещения. При князе Владимире паломничество на Афон совершил преподобный
Антоний, будущий основатель Киево Печерской лавры. В 1062 г. игумен Варлаам
совершил первое паломничество на Святую землю. В начале XII в. игумен Даниил
дважды посетил и описал Святую землю. В 1389- 1391 гг. дьякон Игнатий совершил
паломничество в Иерусалим и сделал описание храмов, монастырей и других святынь.
В 1418- 1421 гг. иеродьякон Зосим описал Святую гору Афон. Расцвет паломничества
наступил в ХІХ в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В
1882 г. великий князь Владимир Александрович создал Императорское Православное
Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую
землю. С 1893 г. в России стали продаваться "паломнические книжки" с пониженным
на 35 % тарифом на проезд по российским железным дорогам. Популярными становятся
паломнические туры внутри России. В начале ХХ в. в Дивеево, где находятся мощи
Серафима Саровского, ежедневно прибывали 3 тыс. паломников. Одним из основных
центров паломничества стала Троице Сергиева лавра, в которую ежедневно приезжали
поклониться мощам Сергия Радонежского до 5 тыс. паломников. Паломничество играло
и играет важную роль в жизни общества.
Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи;
святые источники.
Решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и
самостоятельно. Основные объекты паломничества - монастыри. В России 313
монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных
монастыря РПЦ.
В России находится 8 мест упокоения святых угодников:
1) Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский)
в Нижегородской области; 2) Свято Троицкий Александро Свирский монастырь (игумен Александр) в
Ленинградской области; 3) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске,
Липецкой области; 4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в
Санкт Петербурге; 5) Свято Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом
Посаде Московской области; 6) Свято Введенская Оптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г.
Козельске Калужской области; 7) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже; 8) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт Петербурге.
В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим
признакам:
1) по страновой принадлежности; 2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря.
Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:
1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности
или благословению настоятеля; 2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное
время проживания; 3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не
предоставляющие таких услуг; 4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов; 5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или
не взимающие плату; 6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не
имеющие таких объектов; 7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы,
епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных
объектов.
Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Основана
Сергием Радонежским в 1337 г. (Московская область). 2. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Дивееве (Нижегородская
область), основан в XVIII в. В монастыре покоятся мощи Серафима Саровского,
который служил в нем. 3. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, основан в
XV в. (Соловецкие острова). 4. Свято-Боголюбский мужской монастырь, основан в 1155 г. князем Андреем
Боголюбским (Владимирская область). Один из старейших монастырей России. 5. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (Карелия).
После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. 6. Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигиальный мужской монастырь, где
покоятся святые мощи оптинских старцев (г. Козельск Калужской области). 7. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Вологодская область). 8. Свято-Успенская Киево Печерская Лавра, ставропигиальный мужской монастырь
(Украина, Киев).
Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
Греция: - Святая гора Афон на полуострове Халкидики, здесь расположены пять
главенствующих монастырей: лавра Св. Афанасия, Ватопеди, Иверон (Иверский),
Хилендари (Хиландар) и Св. Дионисия. На Святой горе расположен монастырь Св.
великомученика Пантелеймона, принадлежащий РПЦ. Этот монастырь занимает 19 е
место в иерархии святогорских монастырей. В конце XIX в. в монастыре жили более
1000 монахов, сейчас - около 50; - г. Патры, здесь покоятся нетленные мощи св. Андрея Первозванного; - остров Эвия (Эвбея), где покоятся мощи св. Иоанна Русского Священника.
Остров Кипр: - храм Лазаря с гробницей и святыми мощами; - колонна Бичевания апостола Павла;
- катакомбный храм Св. Соломонии.
Сербия и Черногория: - церковь Николая Чудотворца (XII в.); - монастырь Студеница (XII в.); - церковь
Св. Петра (XII в.).
Болгария: - церковь Св. Софии; - собор Александра Невского; - церковь Св. Пантелеймона.
Италия: - в г. Бари находится русский храм, где покоятся мощи Николая Чудотворца; - в г. Амальфи покоятся мощи св. апостола Андрея.
Франция: - в г. Сен Дени покоятся мощи св. Дионисия; - в г. Туре покоятся мощи преподобного Мартина Турского; - в г. Эльзасе покоятся мощи св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.
Культовые места на территории современного Египта: - на Синайском полуострове находится монастырь Св. Екатерины, где покоятся ее
нетленные мощи.
Христианские святыни и Святая земля
Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и
Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания -
восточнее. Назарет находится в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от
знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале
направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма
устроена ниша, выложенная мрамором, в которой находятся ясли, где по преданию
лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и
надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость
паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и
позже обрел учеников среди рыбаков.
Безусловно, центром привлечения паломников является Иерусалим. В Иерусалиме
расположен ряд объектов культа, имеющих огромное значение. Прежде всего, это
Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В
Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во
времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой
- скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой,
молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские
стражники.
Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок,
связанных с последними часами жизни Иисуса:
- Иисус приговорен к смерти; - Иисус берет свой крест; - Спаситель падает в первый раз; - Иисус встречает свою Мать; - Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест; - Вероника утирает платком лик Христа; - Иисус падает во второй раз; - Спаситель проповедует женщинам Иерусалима; - Иисус падает в третий раз; - с Христа снимают одежды; - пригвождение к кресту; - Иисус Христос умирает на кресте; - тело Спасителя снимают с креста; - тело Иисуса Христа кладут во гроб.
На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В
конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение
стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и
воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники христиане
всех направлений - католики, православные, монофизиты, ариане, несториане,
протестанты, копты.
Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества:
1) духовно просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории
мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с
особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев); 2) Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными
историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь
и обычаи различных исторических эпох); 3) миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих
ранее нерелигиозных людей); 4) благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками
осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).
Специализированные туристские фирмы предлагают различные паломнические туры.
Особой популярностью и спросом пользуются туры в Израиль.
Программа паломнического тура в Израиль, 8 дней/7 ночей
1-й день - Прибытие в а/п им. Бен Гуриона. Встреча. Яффа. Русский монастырь Св.
Петра. Могила Св. Тавифы. Лидда. Греческий православный храм Св. Георгия
Победоносца. Переезд в Иерусалим. Размещение в гостинице. Ужин. 2-й день - Иерусалим. Завтрак. Поклонение Гробу Господню. Русское подворье.
Русская духовная миссия в Иерусалиме. Храм Святой Троицы. Ужин. В 24:00 -
Божественная литургия в Храме Гроба Господня (с субботы на воскресенье). 3-й день - Иерусалим. Завтрак. Гора Сион. Гробница царя Давида. Горница Тайной
вечери. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храмовая гора. Крестный путь. Храм
Гроба Господня. Голгофа. Камень миропомазания. Гроб Господень. Место обретения
Животворящего Креста. Ужин. 4-й день - Иерусалим. Завтрак. Эйн Карем. Место Рождества Иоанна Предтечи.
Источник Пресвятой Богородицы. Горненский православный женский монастырь.
Монастырь "Посещения" (место жилища праведных Елисаветы и Захария). Вифлеемское
поле. Церковь пастушков. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Греческий
православный монастырь Святого Креста. Ужин. 5-й день - Иерусалим. Завтрак. Елеонская гора. Спасо Возне сенский монастырь
Русской зарубежной православной церкви. Место обретения Главы Иоанна Предтечи.
Гефсимания. Гробница Пресвятой Богородицы. Гефсиманский сад. Русский монастырь
Св. равноап. Марии Магдалины, поклонение мощам Великой княгини Елизаветы
Федоровны и инокини Варвары. Ужин. 6-й день - Иерусалим. Завтрак. Выезд из гостиницы. Иудейская пустыня. Монастырь
Св. Георгия Хозевита. Монастырь Герасима Иорданского. Переезд в Галилею по
долине реки Иордан. Омовение в священных водах реки Иордан. Размещение в
гостинице в Тиверии. Ужин. 7-й день - Тиверия. Завтрак. Назарет. Церковь Архангела Гавриила при источнике
Девы Марии. Церковь Благовещения. Кана Галилейская. Церковь в честь первого
чудотворения на брачном пиру. Галилейское море. Табха. Церковь Чуда умножения
хлебов и рыб. Капернаум. Монастырь Двенадцати апостолов. Гора Блаженств. Церковь
Нагорной проповеди. Магдала. Русский храм Марии Магдалины. Ужин в гостинице. 8-й день - Тиверия. Завтрак. Гора Фавор. Храм Преображения Господня. Переезд в
аэропорт. Вылет в Москву. Джерело: Все о туризме
|