Не менее интересную тайну содержит легенда о месте крещения наших предков. Согласно преданию, население столицы Черниговского княжества приняло обряд крещения в небольшом озерце, расположенном в южной части урочища Святое. Там силами Черниговской епархии по велению митрополита Антония несколько лет назад поставлен памятный знак в честь этого исторического события.
Урочище Святое представляет собой большое дюнное всхолмление, поросшее смешанным лесом из могучих дубов и вековых сосен, которое находится в пойме Десны между рекой и пригородом Лесковица. Эта возвышенность не покрывается водой даже в самые высокие паводки.
По нашему мнению, в маленьком озере с чистой ключевой водой размером 40x60 метров могли окрестить только небольшое количество людей, например, князя с членами его семьи и дружинников, но никоим образом не многотысячную массу жителей Чернигова.
В подтверждении нашего мнения возьмём тот факт, что в те времена в Киеве, по сведениям некоторых историков, проживало около 45 тысяч человек. Надо полагать, что население Чернигова - второго по значению после Киева города на Руси -насчитывало, конечно, меньше жителей, но, наверное, исчислялось не одним десятком тысяч.
То, что крещение было массовым и насильственным, вплоть до угрозы смерти, сказано в Ипатьевской летописи. И поэтому, давайте рассмотрим реально ситуацию, при которой могли бы крестить в маленьком водоёме хотя бы десяток тысяч человек (а ведь в Чернигове проживало тогда не меньше жителей). В лучшем случае в этом озерце могли «смыть свои грехи» несколько сот человек, и то последним из них пришлось бы окунуться в грязную взбаламученную воду.
Тут нелишне вспомнить традиции крещения - в Палестине, где родилась христианская религия, этот обряд проводили в реке Иордан, в Киеве - в реке Днепр, в Новгороде - в Волхове.
Вероятнее всего, крещение населения города имело место в речке Стрижень и именно в урочище Святое. Для людей, несведущих в топографии старого Чернигова и его окрестностей, доводим до сведения, что раньше, до 1862 года, т. е. до сооружения насыпи, по которой проложили шоссейную дорогу Санкт-Петербург - Киев, перерезавшую Стрижень, эта широкая и глубокая на то время река протекала по Лесковице, огибая с юга Святую рощу, и впадала в Десну ниже нынешнего железнодорожного моста, метрах в трехстах от него.
Возвышенность, на которой рос лес, тянулась почти до впадения Стрижня в Десну. Но за сотни лет деревья вырубили на большой площади, и та роща, которую мы видим па сегодняшний день, всего лишь остаток дремучего леса, покрывавшего всю огромную дюну.
К радости археологов, на этой освобождённой от леса части возвышенности рядом с железнодорожным мостом, где в урочище Микулин вырос дачный посёлок, на берегу старого Стрижня были найдены следы древнерусского поселения Х1-Х111 вв., судя по находкам керамики и п.ншфы. Причем п.шнфа иногда попадалась необычно больших размеров, ранее в Чернигове не встречавшаяся. Некоторые предприимчивые дачники вымостили этой плинфой дорожки на своих участках, чтобы не месить грязь в дождливую погоду. Плннфа - слово греческого происхождения, обозначающее плоский кирпич. Именно визап 1 ий-ские мастера учили русов строить первые каменные храмы и передали им секреты изготовления плинфы - необычайно прочного строительного материала.
По воспоминаниям Евгения Ефимовича Ятченко, члена потомственной семьи бакенщиков, проживавшей в этой глуши с давних пор, ещё до строительства железнодорожного моста через Десну, здесь действительно имелись ранее руины какого-то каменного здания (может, старой церкви), разобранные на кирпичи для хозяйственных нужд крестьянами из ближайшей деревни Жавинка ещё до революции 1917 года.
Как видим, кое-что из этого древнего строительного материала осталось и для дачников близлежащего кооператива.
Но ещё больший интерес вызвал его рассказ о том, что, по словам его покойной бабушки, когда-то сюда, на берег Стриж-ня, в летнее время приходил ежегодно из Чернигова крестный ход. С чего бы это? Уж не тут ли крестили в конце X века наших предков-язычников?