В конце X века языческая религия сменилась христианской. Это было историческое событие особой важности, перевернувшее, в полном смысле этого слова, образ жизни наших далёких предков, принесшее из Византии на землю Русскую письменность, каменное зодчество, искусство и мораль, отличную от верований, бытовавших в среде язычников-славян.
Как правило, статуи своих кумиров, сделанные из дерева, камня или из сочетания этих материалов с драгоценными металлами, славяне ставили на вершинах холмов, поросших вековыми дубами (дуб считался священным деревом у язычников), и поблизости от воды. В пантеоне языческих богов, собранных по велению князя Владимира в Киеве в 980 году из разных святилищ этого града, стояло шесть идолов: Перуна, Дажьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши и Симаргла. Надо полагать, что таким же кумирам, а возможно, и другим, не попавшим в Киевский пантеон, поклонялись и черниговцы. Но где же всё-таки находились языческие капища в древнем Чернигове?
Вычислить эти места нетрудно, принимая во внимание, что Великий Киевский князь Владимир повелел рубить церкви на местах разорённых святилищ. Слово «рубить» означало, что первые церкви на Руси были деревянными, а каменные культовые сооружения, сменившие их, появились позже. Почему князь Владимир повелел ставить христианские храмы на местах разрушенных языческих святилищ? Будучи мудрым человеком, он понимал психологию людей - их будет тянуть туда, где их предки поклонялись своим кумирам сотни, а может быть, и тысячи лет. Неплохим психологом был Великий князь Киевский!
Пройдёмся взглядом по ландшафту Чернигова, глядя на него с юга, взирая на Болдины горы. Кстати говоря, в наше время название Болдины горы заужено и теперь относится только к выступу высокого коренного берега Десны, ограниченному двумя оврагами. По одному из них проходит улица Толстого с подъёмом вверх, начинающимся от улицы Лесковицкой, а второй овраг, очень глубокий, начинается возле стены Троицкого монастыря и спускается к пойме Десны возле Ильинской церкви. На этом выступе, именуемом Болдина гора, много курганов, здесь высится памятник Неизвестному солдату с Вечным огнём у его подножья, а также стояг памятники на могилах украинского писателя М. М. Коцюбинского и местного этнографа А. В. Марковича.
В старину Болдиными горами называлась разрезанная оврагами гряда возвышенностей, которая тянется от Вала до нефтебазы. Посмотрим, где же могли размещаться капища язычников, если принять во внимание, что на тех местах, где они стояли, позже были возведены христианские храмы. Следы деревянных церквей эпохи Киевской Руси в Чернигове не сохранились, но если на их месте в ту пору построили каменные, то нетрудно сделать предположение, куда же приходили поклоняться своим кумирам язычники. Одно из таких мест достоверно известно. Это Коллегиум, который размещается возле Борисо-Глебского собора XII века, где при земляных работах при сооружении фундамента в 1700 году были найдены два серебряных идола. К сожалению, описание этих находок не было сделано.
Вот как об этом событии говорится в книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии из Х1-вековой ея истории». В конце XVII столетия, когда строилась соборная колокольня, были найдены два серебряных идола, из которых по велению гетмана Ивана Мазепы полковой судья Черниговского полка Карп Мокриевич изготовил для Борисо-Глебского собора царские врата тонкой чеканной работы.Однако в других письменных источниках говорится о находке в этом месте только одного идола.
Не будем вдаваться в выяснение таких расхождений, но, как бы то ни было, эта находка позволяет предполагать местонахождение святилища, располагавшегося, как мы думаем, на месте позже построенного Борисо-Глебского собора.
Следующим местом возможного размещения капища был выступ горы, на котором стояла Цитадель, или Верхний замок, как именовали наши предки эту самую возвышенную часть Вала, где теперь поставлен памятник Т. Г. Шевченко. Несколько лет назад при благоустройстве этой части Вала были обнаружены каменные фундаменты древнерусской церкви XII века.
С этого места открывается удивительно красивый вид на Десну и Задесенье в сторону Магистратского озера, и вряд .ш наши предки избежали искушения устроить здесь святилище какого-то неизвестного нам Бога.
Переведя взор дальше на запад, мы видим Екатерининскую церковь, построенную на мысе коренного берега в XVIII столетии на руинах неведомо как именовавшегося древнерусского храма XIIвека. Чем не место для устройства капища?
Далее идут один за другим Елецкий монастырь на горе Елецкой с Успенским собором XII века в его центре, Северский монастырь XIIвека, частично раскопанный в 1982 году, который тоже располагается рядом с обрывом горы, нависающей над улицей Толстого. И, наконец, пещерный монастырь Антония, основанный в конце XI века, с Ильинской церковью XIIстолетия возле входа в подземелье.
Устная легенда, бытующая среди местных жителей, гласит, что здесь, на отроге горы, поросшей вековыми дубами, стояло в древности капище со статуей языческого бога Перуна -Громовержца.
И, по-видимому, православный храм, возведенный на склоне горы рядом с входом в пещеры Антония, не случайно носит имя Ильи-пророка, катающегося, как считают христиане, на своей огненной колеснице по небу и распоряжающегося там громом и молниями.
Итак, мы перечислили шесть пунктов на Болдиных горах, из которых особенно выделяются два: место находки идолов на Валу и мысообразный выступ над входом в бывший подземный монастырь у Ильинской церкви, как места наиболее вероятного размещения там в древности языческих святилищ.
Остальные четыре - не плод нашего воображения, а объективный вывод из имеющихся сведений по истории языческой Руси и начала её крещения, а также из наших знаний топографии древнего Чернигова.