В июне туроператоры активно завлекали украинских туристов «горящими турами». Но в самый разгар отпусков, в июле-августе, демпинг может смениться увеличением стоимости путевок.
С начала года турпоток из Украины, по оценкам директора туроператора «Пан Укрейн» Елены Шаповаловой, вырос примерно на 15%. Наблюдая возобновление интереса украинцев к зарубежному отдыху, туркомпании поспешили забронировать как можно больше чартеров на лето. Однако, отмечает директор «Туртесс Тревел» Александр Новиковский, туристов оказалось меньше, чем предложений для них. «К тому же в начале сезона у компаний скорее сработали амбиции, нежели здравый смысл, - туроператоры сильно переоценили возможный рост украинского туристического рынка», - отметил он. При этом, по оценкам директора по продажам и маркетингу «TUI Украина» Тараса Демуры, количество чартерных рейсов в 2010 году увеличилось на 50%, тогда как объемы рынка способны вырасти за сезон максимум на 20%.
Поскольку авиаперевозок оказалось гораздо больше, чем требуется, принялись заполнять кресла в самолетах компании по старой проверенной схеме - отчаянно демпингуя. Александр Новиковский подсчитал, что по итогам июня порядка 90% туроператоров сработали себе в убыток.
«Реализовать туры по реальным ценам чаще всего невозможно, поэтому приходится их искусственно снижать», - признался он. В результате при себестоимости одного только авиаперелета в $320 на рынке можно купить недельные путевки в Турцию по $220-240 с человека. По словам Тараса Демуры, многие туроператоры сегодня работают за гранью рентабельности - порядка 70% всех туров по массовым направлениям продаются значительно ниже своей себестоимости - минус 100-150 евро с человека. Избыток акционных предложений автоматически повлек за собой сокращение спроса и на более дорогие поездки. «При снижении средней стоимости туров рентабельность туристических компаний упала вдвое», - отмечает гендиректор туркомпании «Артекс 94» Олег Пикерский.
Некоторые крупные игроки стали пересматривать политику продаж. Александр Новиковский сообщил, что в его компании работают над сокращением количества предложений и чартеров на июль-август. «Небольшой дефицит предложения на рынке может пойти на пользу, стимулировать здоровый ценовой рост», - считает он. Но как поведет себя рынок в целом, сегодня спрогнозировать сложно. «Добровольно уходить с рынка никто не хочет. Все хотят остаться, выдавив конкурентов», - объяснил Тарас Демура. Ценовые войны грозят обернуться борьбой за выживание туроператоров, особенно на фоне того, что обычно дорогая (и потому более рентабельная) Европа этим летом стала более доступной для украинцев. Падение курса евро автоматически снизило цены на туры плюс внесли свою лепту и отельеры.
Олег Пикерский рассказал, что сформированные еще в начале весны цены на туры в летний сезон в июне были пересмотрены в сторону уменьшения греками и испанцами. По информации туроператора «Пан Укрейн», цены на путевки в Грецию снизились в среднем на 30%, Болгарию - на 25%, Венгрию - на 40, Чехию - на 27, Францию и Австрию - на 17%.
В то же время снижения цен на турецкие туры по сравнению с 2009 годом не произошло, как, впрочем, и роста. Кроме того, турецкие туроператоры проявляют большую активность, предлагая туристам помимо известных Анталии и Кемера менее раскрученные в Украине курорты на побережье Эгейского моря.
По оценкам заместителя генерального директора турфирмы «Видершталь» Анатолия Особика, сейчас наблюдается явная переориентация потока украинских туристов с Турции на европейские направления - в Болгарию, Черногорию и Хорватию. Все больше входят в моду Греция и Испания. Эти страны, для которых туризм является бюджетообразующей отраслью, в нынешнем году значительно либеральнее подходят к выдаче туристических виз гражданам Украины, чем прежде. По прогнозам Тараса Демуры, по итогам текущего года на европейских туристических направлениях поток туристов из Украины увеличится на 30-40%. Анатолий Особик более сдержан в оценках - этим летом он ожидает увеличения потока в европейские страны на 10-15%. Причем львиная доля туров (в количественном выражении) придется на недорогие поездки (350-600 евро на человека), поскольку, по мнению Олега Пикерского, украинцы ни психологически, ни физически еще не готовы платить за отдых больше.