Авиакомпании и международные аэропорты в Европе возвращаются к жизни после авиационного коллапса. Подсчитать «полную стоимость» этого кризиса будет непросто. Все сектора туристической индустрии пострадали, и речь идет не только о прямых убытках, которые понесли авиакомпании в связи с отменой рейсов. В Северной Европе компании, организующие деловые встречи и мероприятия, гостиницы, туроператоры и развлекательные центры несут финансовые потери в связи с аннуляцией турпоездок. В этих обстоятельствах и сами путешественники дополнительно потратили значительные средства в связи с нарушенными планами. Гонконг, Дубай, Бангкок и Сингапур, традиционные пункты пересадки туристов, отправляющихся в Европу или оттуда, тоже оказались в затруднительном положении из-за незапланированного длительного проживания пассажиров. Кризис отлично продемонстрировал, насколько мир стал зависим от перевозок пассажиров и различных товаров по воздуху. В «вулканическом кризисе» есть и выигравшие. Круизные, паромные и автобусные операторы, компании по аренде автомобилей и железные дороги почувствовали значительный рост спроса, а некоторые счастливые таксисты смогли серьезно подзаработать на тех богачах, которые готовы были платить баснословные суммы за многокилометровые трансферы. Некоторые гостиницы и курорты с радостью продлевали сроки проживания туристов, потому что они не могли вернуться домой. По мнению ведущего лектора по туризму университета в Сиднее Дэвида Бейрмана, которое приводит Eturbonews, Евросоюз, столкнувшись с непростым выбором между причинением неудобств авиапассажирам и риском для их жизней, принял единственно правильное решение. Многие наблюдатели теперь будут спорить, не слишком ли рьяно власти, авиакомпании и аэропорты начали закрывать воздушное пространство и отменять рейсы, но беспрецедентный характер извержения вулкана Эйяфьятлайокудль заставил всех проявить осторожность. Конечно, в вопросах влияния извержения вулкана на авиаперевозки и соответствующих компенсациях есть некоторая путаница и недопонимание. Призыв UNWTO обратить внимание на права путешественников и дать им право выбора между компенсацией за авиабилеты и изменением даты или маршрута этически звучит очень правильно, но открытым остается вопрос, кто будет оплачивать все эти расходы. Еще проблема: многие авиапассажиры столкнулись с тем, что услуги все видов наземного транспорта стоили в дни кризиса непомерно и неоправданно много. Как нам минимизировать последствия подобных проблем в будущем? Ключевым аспектом управления рисками и кризисом является подготовленность. Туристической индустрии следует принять во внимание на глобальном и национальном уровнях следующие моменты: - единое определение чрезвычайной ситуации, связанной с вулканическим пеплом; - срочная взаимозаменяемость проездных документов, возможность использования одного и того же документа для разных средств транспорта в случае объявления чрезвычайной ситуации; - четкое определение политики аннуляций и внесения изменений в планы поездок, так как это имеет отношение ко всем сферам туризма и гостиничного бизнеса, пострадавшим от природного катаклизма; - установка общих, единых параметров покрытия туристических страховок; - решение о том, имеют ли право правительства стран или международные фонды по чрезвычайным ситуациям давать компенсацию тем туристическим бизнесам, которые пострадали больше всего; - создание центральной структуры информации и обновления данных и развитие более тесных связей с мировыми средствами массовой информации; - установление минимальных обязательств туроператоров и прав путешественников в случае, если туристы не могут вернуться домой в связи с природным катаклизмом, находящимся вне контроля компаний, предоставляющих туристические услуги; - укрепление и расширение сотрудничества между ведущими глобальными туристическими организациями. Безусловно, туризм может учиться у авиации, которая с помощью ICAO создала план работы в нештатной ситуации, связанной с облаком вулканической пыли. Туристическая отрасль также выиграет от тесного сотрудничества не только с вулканологами, но и с экспертами из других сфер естествознания, которые могут повлиять на развитие туризма. Ни одно из вышеперечисленных предложений не дает гарантий, что следующий кризис вулканического пепла пройдет безболезненно, но бесспорно то, что турбизнес оказался совсем не подготовлен к подобному недружелюбному поведению природы и последствиям этого явления.
|