Буквально недавно наши читатели могли ознакомиться с материалом о полетах на дельтапланах, в конце которого я сообщал о том, что обязательно полетаю и сделаю для них репортаж на эту тему . Президент черниговского авиационно-спортивного клуба «Дельта» Алексей Небосклонов пообещавший взять меня на полеты свое слово сдержал. Вчера, ровно в 19.30, как и договаривались, заехал за мной и мы отправились на один из черниговских аэродромов.
Да, аэродром, конечно, уже не тот, каким был в советские времена, когда на нем шлифовали пилотские навыки будущие космонавты. Тем не менее, плиты взлетной полосы сегодня на месте, определенный порядок на территории и режим полетов поддерживаются. Уже этим по нынешним временам можно гордиться.
На место сбора членов клуба мы приехали первыми. Пока Алексей с надеждой смотрел на небо и открывал ангар, где хранятся летательные аппараты, успел обследовать и территорию, и сам ангар.
Несколько дельтапланов и паратрайки Алексея, судя по их внешнему виду, безумно за полетами соскучились и ждут – не дождутся своих хозяев. При этом, все аппараты в боевой готовности – налажены, настроены, заправлены.
Для тех, кто не читал первый репортаж и в воздухоплавании специалистом не является, напомню – паратрайк – это (не вдаваясь в нюансы) большой купол парашюта с прицепленной к нему коляской, оснащенной мотором. Коляска может быть одноместной и двухместной.
Как рассказал Алексей, его паратрайк (иногда говорят – парамотор) имеет купол 46 квадратов, тележка весит 100 кг. При этом свободно поднимает в воздух до 300 киллограм груза и развивает скорость 40-50 км. Чем легче аппарат, тем больше чувствуются воздушные потоки и качка. В зимнее время воздух более плотный и тяга мотора лучше.
Чтобы не повредить тонкий, пропитанный силиконом, купол паратрайк стартует не с бетонной взлетной полосы, а параллельно, с травы.
Пока президент клуба отвечал на мои вопросы, подъехала еще группа любителей воздушного экстрима во главе с вице-президентом Валерием Полторацким. Привезли шикарный, только-только приобретенный, суперсовременный дельтаплан. Желтого цвета. А кра-а-сивый! Так и хочется вновь напроситься на полеты!
Совместными усилиями выгрузили его. Затем вытащили из ангара нужный паратрайк и вся дружная компания разделилась на две группы. Дельтапланеристы остались приводить покупку в порядок, а мы повезли летающую тележку к месту старта.
Всю летающую конструкцию Алексей собрал довольно быстро – проверил, двигатель, развернул и подсоединил к тележке купол. Мы – будущие пассажиры, даже соскучиться не успели.
На мой вопрос: «Не помешает, ли ветерок взлететь?» Философски ответил: «Взлететь ума много не надо, главное – приземлиться!»
Вот тут я, уже летавший на разных летательных приспособлениях почувствовал волнение.
А когда надел шлем и сел в коляску, которая мне показалась, ну уж слишком хрупкой, вообще почувствовал легкую панику. Сразу вспомнил и про травмированные спину и ногу.
Однако, отступать, как раньше говорили, некуда – позади Москва. И девушка, ожидающая своей очереди. Поэтому заставил себя расслабиться и получить причитающееся.
Небольшой инструктаж по технике безопасности, команда «От винта!», «Стартуем!» и понеслось. Метров тридцать разбега и мы в полете.
Как я не люблю взлеты. И посадки тоже! Пока поднимались и стабилизировались в воздухе, сидел, вцепившись двумя руками в поручни и боялся вздохнуть. Да еще этот дурацкий (а может, и нет) шлем, который давил на голову и мешал обзору.
Тем не менее, уже через пару минут начал осваиваться – попытался знаками общаться с пилотом, т.к. рев мотора 100-процентно заглушал голос, оглядываться и сделал попытку достать фотоаппарат.
Вот здесь перепугался по-настоящему – сам-то я не вывалюсь с коляски, это точно. Хватательный рефлекс в порядке. А вот, уронить фотоаппарат – это мой стиль. Как подумал о таком позоре, начали трястись руки. Усилием воли просунул руку в ремешок камеры и начал фотографировать. Да, да, одной рукой. Из-за этого много снимков оказались не резкими. Кстати, если еще раз придется подняться в воздух, уже буду намного уверенней и про вторую руку не забуду.
Вообще положение пассажира интересно своим разнообразием. Сзади ревущий двигатель, постоянно меняющий обороты и заставляющий от этого нервничать. Сверху купол, внушающий доверие и спокойствие. Впереди широченная спина пилота, закрывающая весь горизонт и прямо-таки, призывающая отпустить одну руку и высунуться из коляски сбоку. Ну, а под сиденьем 150 метров и красота неимоверная.
Сказать, что от красоты и впечатлений дух захватывает – значит не сказать ничего... Пролет прямо над полосой, виражи, развороты, смена высоты. У-у-х!
Полетали-полетали – приземлились. После команды «Внимание, садимся!» Мягко и уверенно. Еще бы! Ведь, за штурвалом не начинающий любитель, а сам президент Авиационного клуба Алексей Небосклонов. Большой любитель и мастер своего дела, своего увлекательнейшего и захватывающего хобби.
Ну, а я уже 21.30 под огромным впечатлением и эйфорией, даже немного пьяный от прочувствованного, пересекал Красную площадь. Пересекал и думал: «Ну, как такое дело не отметить?!»
Хорошо, по пути оказалась популярная в городе пиццерия. Именно там я сам себя и наградил. Нет, не пивом и не водочкой. Для полного счастья хватило пиццы с двойным сыром, ветчиной и помидорами!