Шесть крупнейших туроператоров установили новые правила выплат вознаграждения. 2 апреля оказался не лучшим днем для многих турагентств Украины. В этот день вступили в силу новые договоры с шестью крупнейшими туроператорами по Турции и Египту (TEZ TOUR, «Пегас Туристик», Coral Travel, Karya, «Анекс Тур» и TURTESS), где прописано единое для всех ТА комиссионное вознаграждение - 10%. Напомним, в сентябре все они, а также еще пять компаний подписали меморандум об установлении единой комиссионной «вилки» от 5 до 12%. На размер вознаграждения по тому соглашению влияли объемы ТА, реноме фирм, ряд других признаков. Теперь все, что называется, и млад, и стар, «пострижены под одну гребенку». «Возмущает не только унизительный принцип уравниловки, но и те последствия, к которым он может привести, - делится мыслями руководитель «Аполло-тур» Андрей Демура. - Прежде всего пострадают крупные агентские сети. Они просто потеряют тех своих субагентов, которые не пожелают работать за урезанное вознаграждение. Во-вторых, начнется кадровый исход профессионалов розницы, которые займутся организацией собственного бизнеса, не связанного по рукам обязательствами с туроператорами-«сепаратистами». Как следствие - еще один виток дробления агентского рынка; количество новичков резко возрастет». Андрей Демура также рассказал, что в среде турагентств зреет мысль об ответной акции. Например, теоретически можно выбрать кого-нибудь из шестерых ТО и договориться не бронировать у него туры. Столкнувшись с падением продаж, «жертва» будет вынуждена повысить комиссию, спровоцировав и всех остальных. Впрочем, г-н Демура признается, что на практике это вряд ли осуществимо. В противоположном стане картину видят под другим ракурсом. Генеральный представитель TEZ TOUR на Украине Сергей Буртин утверждает, что никакой закулисной интриги в решении зафиксировать размер комиссии нет. Это инициатива одного из ТО, которую другие посчитали логичной. «Как показала практика, шкала 5-12% недейственна. Многие агентства продолжают отдавать до 10% клиентам, не оставляя на развитие ни копейки. Конкурировать надо не скидками, а сервисом, ценить деньги туроператоров, а не выбивать у них повышенные комиссии», - считает г-н Буртин. Такого же мнения придерживается и «нейтральная сторона» в лице президента туроператора Pan Ukraine Елены Шаповаловой: «У нас традиционно действует комиссия в 10%. Предоставлять большую - значит провоцировать ТА на неразумные скидки. Преференции даем разве что в виде бонусных программ особо усердным партнерам». В основной общественной туристической организации - Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) на происходящее реагируют по-философски, «добру и злу внимая равнодушно». Руководитель пресс-службы АЛТУ Юлия Олейник пояснила: «Нами идея не инициирована, а в хозяйственно-экономическую деятельность субъектов рынка мы не вмешиваемся, у нас другие задачи». Конечно, в России туррынок устроен несколько по-другому, но нельзя не заметить, что между украинским меморандумом, провозглашенным в сентябре и внезапно пересмотренным в апреле, и российской хартией туроператоров, подписанной в феврале и пока не нарушенной, есть что-то общее.
|