В последние два года мировой туризм пытался снизить последствия экономического кризиса, при этом изучая опыт ряда стран, успешно противостоявших новым глобальным вызовам. Туристическая практика показала, что одним из эффективных способов преодоления кризисных ситуаций в сфере туризма является тесное партнерство государства и бизнеса. Опыт Узбекистана подтверждает этот тезис.
Многие зарубежные эксперты признают, что Узбекистан внес свой достойный вклад в общую копилку форм и методов преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса, а туристический сектор нашей страны доказал свою способность противостоять таким вызовам.
По данным НК «Узбектуризм», в настоящее время в республике действует более 730 субъектов туристического рынка, количество которых за последние два года возросло почти в два раза. И результаты не замедлили сказаться. Темпы роста туристических объемов составили 7% по сравнению с данными 2007 года, что соответствует общемировым докризисным показателям.
Экономическая неопределенность на традиционных рынках европейских стран побудила турбизнес Узбекистана скорректировать стратегию продвижения и перенести акценты на привлечение туристов из быстроразвивающихся азиатских стран.
Получив поддержку государства, частный турбизнес страны стал более активно продвигать туристический продукт Узбекистана на наименее пострадавшие от кризиса зарубежные рынки туризма и путешествий.
Наиболее перспективными среди них стали выездные туристические рынки Индии, Китая, Республики Корея, Японии и некоторых других стран.
Надо заметить, что среди других азиатских стран Китай является одним из наиболее быстрорастущих выездных туристических рынков. Страна, где сосредоточена пятая часть населения всего мира, принимает иностранных туристов меньше, чем выезжают в зарубежные туристические поездки граждане Поднебесной.
В настоящее время потенциал этого сегмента рынка составляет около 50 млн. туристов, а согласно прогнозам Всемирной туристической организации, через десять лет количество китайских туристов, ежегодно выезжающих в зарубежные страны, составит почти 100 млн. человек.
Всемирный совет по туризму и путешествиям (ВСТП) также подтверждает эти прогнозы.
- Страны с динамично развивающейся экономикой усилят свои позиции в сфере международного туризма, как, например, Китай, который в последние годы превращается в значительный выездной туристический рынок, а к 2020 году будет генерировать более 95 млн. китайских туристов, - отметил президент ВСТП Жан-Клод Баумгартен, выступая на недавно завершившемся в Пекине 10-м глобальном саммите этой организации.
Для Узбекистана китайский туристический рынок представляет значительный интерес, а возможности обеих стран по привлечению большого количества путешественников по Шелковому пути как из западных, так и восточных стран открывают хорошие перспективы сотрудничества.
Вот почему в последние два года государство и частный сектор, объединив усилия, развивают туристические связи и активно осваивают этот перспективный рынок.
Так, подписанный в прошлом году Меморандум о взаимопонимании между НК «Узбектуризм» и Китайской национальной туристической администрацией позволил нашей стране получить статус рекомендованного туристического направления, а презентация Узбекистана, проведенная с участием местного турбизнеса в рамках крупнейшей в Азии международной туристической ярмарки China International Travel Mart в Куньмине в ноябре 2009 года, выявила повышенный интерес китайских туроператоров к нашей стране.
- Туроператоры Узбекистана активно развивают контакты со своими китайскими партнерами, особенно при организации комбинированных туров, включающих посещение туристами из западных стран в рамках одной поездки Узбекистана и Китая, и такие маршруты пользуются все большей популярностью, - считает представитель турфирмы Dolores Travel Шукур Пардаев.
Если помножить эти усилия на потенциал выездного китайского рынка, а также наличие прямого воздушного сообщения между нашими странами, то туристы из Поднебесной в скором времени станут одними из самых многочисленных гостей в нашей стране.