Собираясь открыть сезон 4 апреля, я не сомневалась, что ехать нужно по духовным местам. Могла ли я, выезжая в четыре утра из Киева, предположить, какие сюрпризы готовит мне этот день? Я не буду останавливаться на многократно виденных "дорожниками" Чернигове и Седневе. Просто прикрепляю несколько "пасхальных" фото. В село Новый Билоус заскочили по дороге на Любеч. Посмотрели деревянную Троицкую церковь 1646г. и колокольню 1739г. Оставив за спиной черниговскую окраину, "Астра" запетляла по асфальтовой ямковости любечской трассы.
Неторопливость моя объяснялась усиливающимся дождем и прочитанными "ужастиками" об ожидающей меня брусчатке. Я "упала на хвост" осторожно едущему впереди меня "Таксону". Дорога меня порадовала. Вместо 50 км обещанной брусчатки, было всего лишь два куска по 1-2 км плит, в остальном - сносный асфальт. Дыркастость в меру, как на моей родной "житомирке" и не больше, чем при подъезде к Чернигову. Несмотря на "нелетную погоду", на мокрых улицах виднелись силуэты людей, что дало возможность расспрашивать об интересующих нас объектах. Мы быстро нашли Спасо-Преображенскую церковь и Замковую гору.
Случайно остановившись узнать дорогу к каменице Полуботко, познакомились с удивительным человеком, рассказавшем нам о Любече и показавшем нам все его достопримечательности.
Нестор впервые упоминает о древнем городище северян, Любече, в "Повести временных лет" в качестве осажденного Вещим Олегом города "на пути из Варяг в Греки". В 882 году Олег с дружиной, выйдя из Новгорода и захватив по пути Смоленск и Любеч, взял Киев, убив Аскольда и Дира. Упоминает о Любече, как о торговом городе с пристанью, и византийский император Константин Багрянородный. Из-за удачного расположения, Олег делает Киев "матерью городов русских", подчинив ему полян, древлян, северян, радимичей, угличей и тиверцев. В 912 г. вместо временно правившего Олега, на киевский престол садится истинный наследник - князь Игорь Рюрикович и продолжает расширять границы Киевской Руси, предпринимая и походы на Византию. Новые войны требуют усиления дани и в 945г., при попытке получить большую дань с древлян, Игорь был убит древлянским князем Малом. О мести княгини Ольги мы все помним. Разорив древлянские земли, спалив Искоростень, княгиня Ольга села как регент на киевский престол до совершеннолетия Святослава. Существует теория, что ключница Малуша, ставшая наложницей Святослава и матерью князя Владимира и ее брат Добрыня были детьми князя Мала и родились в Любече. После смерти Святослава его три сына остались княжить в городах русских: Ярополк в Киеве, Олег в Искоростене, Владимир в Новгороде. Науськанный своим воеводой, Ярополк развязал междоусобную войну, напав на владение брата Олега. При отступлении в Овруч Олег был раздавлен лошадьми. Узнав о судьбе брата, Владимир бежит из Новгорода, собирает войско варяжское и в 978 г., отбив Новгород и Полоцк, взял Киев, убил Ярополка и сел на престол. Вдова Ярополка стала женой Владимира и родила Святополка, "дите двух отцов" (скорее всего, на момент захвата Киева она была беременна от Ярополка). Несмотря на любовь Владимира, Святополк вырос в ненависти к близким и отомстил за смерть отца. Владимир, крестивший Русь, перед смертью разделил между сыновьями княжество. Он хотел, чтобы Киевом правил любимый сын Борис, Муромом Глеб, Искоростенем Святослав, Туровым Святополк и Новгородом Ярослав. Убив Бориса, Глеба и Святослава, Святополк пошел войной на брата Ярослава. В 1016 г. под Любечем дружина Ярослава (Мудрого) победила дружину Святополка (Окаянного). Святополк бежал к тестю, королю Болеславу, в Польшу и, воспользовавшись поддержкой поляков и печенегов, разбил на Буге Ярослава, взял Киев и... разорвал союз с поляками. Ярослав вновь собрал новгородцев и взял Киев. На Замковой горе, где сейчас установлена эта грантинтая плита, была приурочена к военным дейсвиям постройка укрепления-детинца. Чуть позже его сменил деревянный замок, построенный Владимиром (Мономахом).
Угроза половецких нашествий заставила враждующих князей в 1097 г. созвать в Любече 1 съезд древне-русских князей и провозгласить принцип прямого наследования земель от отца к сыну (вотчина). В память об этом событии на Замковой горе установлен памятный знак с барельефами и именами шести князей. В 1135 г. в Любече состоялся 2 съезд князей для разрешения противоречий. Но это так и не спасло положение раздираемых междоусобицами земель и в 1147 г. князь смоленский Ростислав сжег Любеч. Весной 1148 г. сошлись войска Мстиславовичей, Ольговичей и Давыдовичей для битвы, которая так и не состоялась. В 1157 г. Любеч был сожжен половцами. О судьбе города в 13 в. почти ничего не известно. После нашествия Батыя город пришел в упадок. В 14-16 вв. входил в состав Великого Княжества Литовского. Войска города участвовали в освободительной войне 1648-1654гг. с войсками Радзивилла. Еще один интересный факт. Род Хмельницких начался в Любече, а уже потом предки Богдана Хмельницкого оказались в Чигирине. В 1654 г. Любеч вошел в состав Московского царства и был управляем черниговскими наместниками до тех пор, пока Иван Мазепа изъял его из рангового владения и удерживал до своего падения в 1708г. Именно при Мазепе город интенсивно развивался и был отстроен Антониевский монастырь. Было отстроено имение и в нем (в период с 1644 по 1709 гг.) была построена каменица, которая сейчас, почему-то, именуется каменицей Полуботко. Сейчас ведется реставрация каменицы. После полтавской битвы Петр 1 подарил Любеч полковнику Павлу Полуботку. Полковник возглавил борьбу за возобновление гетьманского правления на Украине, был арестован и умер в Петропавловской крепости. Любеч был наследован его сыном, внуком и правнучкой Софией, которая вышла замуж за генерал-майора Милорадовича. Именно Милорадовичи восстановили город, построили новое имение (сейчас это дом культуры), церкви. Любеч вернул себе в 18-19 вв. былую славу торгового и корабельного города. Из 7 церквей до нас до нас дошла только построенная в 1817 г. Спасо-Преображенская церковь. Но и это еще не все сюрпризы города. В Любече родился Антоний. Здесь он выкопал свою первую пещеру. Отсюда он ушел в Афонский монастырь, принял постриг и монахом в 1013 г. вернулся в Киев. В 1015 г. после захвата Киева Святополком, Антоний как соратник и однодумец князя Владимира, был вынужден покинуть Киев и вернуться на Афон. В 1028 г. при Ярославе Мудром вернулся в Киев, обосновался на Киевских горах и основал Киево-Печерскую Лавру. В 1069 г. едет в Чернигов, в Елецкий монастырь. На Болдиной горе выкапывает пещеру, на месте которой князь Святослав Ярославович строит Ильинскую церковь. В 1072 г. по уговорам киевского князя Изяслава вернулся в Киев, где и умер. В Любече две Антониевы пещеры. В первой сейчас работают археологи. Именно она, узкая и маленькая похожа на настоящую. Рядом расположен источник, открытый еще Антонием. Пещера была разрушена в 20-е годы, при советской власти. Относительно второй есть разногласия. Одни ученые считают, что эта пещера тоже была построена Антонием в 11 в. Она входила в Антониевский мужской монастырь, была разрушена в 13 в. и восстановлена в 1694 г. гравером Иваном Щирским, ставшим впоследствии игуменом монастыря, и монахом Ионой. Щирский увеличил пещеру, над пещерой была построена церковь, разрушенная после революции. В 1870 г. Милорадович укрепил ее вход цементом. Другие ученые считают, что пещера была построена Щирским в память об Антонии и укреплена Милорадовичем. Но вернемся к судьбе монастыря. Доподлинно неизвестно, когда в Любече появилась икона Любечской Божьей Матери (20 мая). Известно, что икона в 1653 г. была перенесена в Киев, в Софиевский собор. В 1692 г. началось возрождение монастыря. В 1701 г. икону вернули в Любеч для освещения построенного Храма Воскресения Христова. В церкви Воскресения Господнего хранился синодик, история черниговских князей. Рядом с церковью была построена трапезная и церковь Иоакима и Анны. Они были уничтожены при советской власти в 30-е-50-е годы. Кроме этих двух, в состав Антониевского монастыря входили церковь Зачатия Пресвятой Богородицы и Онуфриевский скит. Монастырь был упразднен по приказу Екатерины 2 в 1786 г. На месте, где когда-то был монастырь, стоит крест. Холмики и две надгробные плиты - это все, что осталось от Антониевского монастыря.
А еще остались холмы сиверские и Днепр.
Источник: doroga.ua Фото: tour-cn.com.ua
|