Напомним, что грандиозный пробег вогруг Украины первым приняла Черниговская область! Участники автопробега, в первый день проехали по маршруту: Киев – Козелец – Славутич – Любеч – Чернигов.
Предусмотрев торжественный старт на киевской площади Славы, организаторы поступили мудро: выезжавшие экипажи, едва тронувшись, сразу увидели ближайшие полчаса своей дороги: вот внизу течет красавец Борисфен-Славутич-Днепр, а за метромостом змейкой бежит вглубь левого берега Броварской проспект, а далеко на горизонте виднеются Бровары — неизменный спутник Киева. Уже через двадцать минут остались позади городские тянучки, после броварской окружной стала падать и интенсивность транспортного потока. Чтобы сбросить послестартовое нервное напряжение, колонна сделала небольшой привал. Скрылись за горизонтом большой город, камеры, интервью, зеваки и множество одноклубников (спасибо, ребята, что пришли — мы не сомневаемся, что увидим ваши лица на этапах, которые придутся на майские праздники!) — и только тогда пришло ощущение, что вот он — настоящий пробег, он начался!!! «Фух, мы поехали!», — выдохнула Ксения Вехетек (Веснянка), которая с утра намотала рысью не одну сотню метров с флагами, наклейками и прочей атрибутикой. Пришел черёд прощаться с экипажем Толика и Иры Павлюк, любезно проводивших нас вглубь Киевской области. Наконец, только через 40 км после старта стало понятно, кто что забыл — особым спросом пользовались батарейки, чтобы запитать начавшие хрипеть клубные рации. Наш экипаж (Legend21) первым делом заглянул под капот — закрыта ли крышка радиатора, ведь с утра в предстартовых заботах доливалась дистиллированная вода… Всё оказалось в порядке. Возобновив движение, колонна радостно нажала на клаксоны при виде стелы с указанием Черниговской области — второй из девятнадцати нашего путешествия. Головная машина колонны, идущая на автомобиле Hyudai Tucson oт UA Холдинга, приняла решение проехать сквозь Козелец, ещё раз мельком взглянув на выдающийся памятник собор Рождества Богородицы (1752-63 гг.) в стиле барокко с прекрасным деревянным иконостасом. У съезда с питерской трассы на Славутич нас встречает Леонид Брусильцев, глава правления Черниговской областной ассоциации сельского зеленого туризма. Юркая Daihatsu зеленых туристов указывает путь колонне на Славутич. По дороге минуем Михайло-Коцюбинское. Музея писателя здесь нет — он расположен в Чернигове. А вот в клубные рации слышим, что поселение ранее называлось «Козел» — становится понятно, почему его переименовали. В колонне новая радость: мы въезжаем в новую область. Хотя стоп! Мы в ней уже сегодня были! Город атомных энергетиков Славутич любезно приютила Черниговская земля, а поскольку он был призван исполнять функции эвакуированной Припяти, его отдали в административное подчинение Киевской области. Так вот образовался анклав Киевщины на западных черниговских землях. Оказалось, что почти все туристы из шести постоянных экипажей, повидавшие уже немало на своем веку, в Славутиче впервые. «Вау!» — только и слышится из раций. После грязноватого Киева и неровных дорог, кварталы города энергетиков (улица тут только одна — Дружбы народов; всё остальное — это 13 кварталов) поражают своей опрятностью, а ещё неожиданным возвращением в пионерское детство и комсомольскую юность. Вот старшая сестра куда-то тянет братишку, явно через полгорода, а родителей рядом нет. «Обычная картина, — рассказывает местный экскурсовод, бывшая учительница Светлана Владимировна, которую, кажется, в 25-тысячном городке знают все. — У нас дети могут спокойно одни ходить по улицам и вечером, а в Новый год ребятишки ходят всю ночь к друг другу в гости сами, без родителей». Горожане преимущественно ходят пешком — весь город можно обойти по кругу за 45 минут. А движение организовано так, чтобы транспортные потоки шли скраю Славутича — в центре попасть под машину немного шансов. А ещё горожане гордятся своим мэром Владимиром Удовиченко, который вот уже двадцать лет руководит самым молодым городом Украины. Милицию уважают. Слово «мент» здесь не в чести. Вот потому, наверное, родители и отпускают детишек одних погулять… Короче, у нас культурный шок и ностальгические воспоминания о 1980-х. Сам город — застывший в архитектуре мини-СССР. Восемь союзных республик присылали сюда своих лучших архитекторов и строителей, чтобы возвести город-сад. Московский, киевский, ленинградский, таллинский, рижский, белгородский, тбилисский, бакинский, ереванский, черниговский кварталы — это необычно даже сегодня, а тогда в 1987–89 годах, когда кипела всесоюзная стройка (последние комсомольские путёвки!) — было просто уму непостижимо: мангал во дворе многоэтажного жилого дома или частные дома-усадебки, как на Западе. И всё по линии, но при этом геометрически гармонично и красиво. В музее города вспоминаем Чернобыльскую катастрофу. Оказалось, что и среди нас есть эвакуированные. Как набат звучат названия «Чернобыль-2», «Полесское». «Я вот ходила в этот плавательный бассейн в Припяти», — останавливается у одной из многочисленных, ещё совсем непожелтевших фотографий Елена Блинова (экипаж Legend21). Обедаем в ранчо «Старая Подкова» в селе Красная Гута, что в четырех километрах от Славутича. Некогда житель города энергетиков Дмитрий Росомако продал там квартиру и купил себе сельскую хату, построил баню, складские помещения, собачий питомник. У славутичан — это популярное место отдыха. Именно здесь Doroga.UA решила во второй раз поставить путевую отметку. Александр Серебряный (Silver) поработал зеленым баллончиком с разрешения хозяина прямо на деревянной стене корчмы. А сам Росомако расписался на дорожном знаке Doroga.UA. Дело к вечеру, и мы спешим в Любеч. По дороге смотрим на брошенные села отселенцев — жуткое зрелище. Никого — только свежие захоронения на кладбище: часть бывших жителей завещает быть погребённой на родине. Мало того, что Черниговщина и так самый вымирающий украинский регион, так тут ещё и Чернобыль. Но такие красивые места, уверены, без людской руки долго не пробудут. Внутренний туризм тут будет, дикий иль организованный. Вопрос только: когда? Около въезда в старинный русский город Любеч (основан в 882 году) нас встречает Василий Трыхлиб, учитель физического воспитания в местной школе и активный культмассовый работник. Казалось, он знает об этом месте всё — где стояло городище, где встречались князья, где в Великую Отечественную погиб последний защитник городка, а где вход в какие пещеры. Василь Василич выводит нас на крутые склоны замчища и кладбища, с которых открывается очумительный вид на разлившийся Днепр, озера и ставки вокруг него. Мобильные телефоны стали предлагать перейти на белорусских операторов связи — до братьев-сябров рукой подать. Они там, за Днепром. В городке, который известен каждому школьнику тем, что во времена Киевской Руси в 1096 году в нём состоялся объединительный съезд русских князей, сегодня проживает три тысячи жителей. Василий Трыхлиб рассказал, что детей пока немало — 325 человек, однако уже со следующего года выпускной класс будет только один, а не два, как сейчас. Наш экскурсовод с трудом насчитал, чем занимаются сотня жителей городка — работы нет, судоходство на Днепре замерло. А Любеч достиг расцвета именно потому, что стоял на сотню километров вверх по Днепру от Киева — водный транспорт до последних лет играл важнейшую роль. Стоим, прислонившись спинами к старой сохнущей липе (заглавное фото) на церковно-кладбищенской горе. Место намоленное — от дерева идёт какое-то особенное тепло. В любом случае нашим спинкам в оставшиеся 26 дней пробега не помешает, ведь длительное время сидим в машинах. Едем на Чернигов. Выбрать дорогу из Любеча, а затем и проехать по самому Чернигову нам помогают карты OVI Nokia. В телефонах Nokia очень удобно то, что есть голосовая навигация как для автомобилистов, так и для пешеходов. Заезжаем на черниговскую станцию Hyundai — это наша первая точка ТО. Машины проезжают на подъемники, где наши железные кони проверяются на предмет визуальных повреждений подвески, правильной работы шарниров, кулаков, рулевых тяг, амортизаторов. Ни повреждений, ни даже подтёков жидкостей не обнаружено — первый день в плане автотехники прошел успешно. К услугам современнейшей мойки мы решили тут не прибегать: машины чистые, день был солнечный и тёплый. Впереди у колонны еще пять таких точек техобслуживания. Несколько слов о состоянии дорог. В первый день пути нам попадалось хорошее по украинским меркам асфальтовое покрытие. Питерская трасса М 01/Е 95 на всём протяжении до Чернигова запломбирована, хотя на отдельных участках ещё продолжаются работы, в связи с чем приходится сбрасывать скорость и движение возможно только по одной полосе в каждую сторону. Остающиеся ямы неглубоки. Трасса Р-26 на Славутич в хорошем состоянии, хотя есть несколько участков в населённых пунктах, где можно «поймать» глубокую яму и выбоину. От Славутича до Любеча очень пустынный участок дороги, множество заброшенных сёл, трясёт изрядно, есть ямы. Въезд в Любеч — брусчатка неплохого качества, дороги в городке аккуратные, хотя есть такое ощущение, что края улиц подъедены землей и песком, и уже скоро автодороги сузятся до ширины велосипедных дорожек. Дорога от Любеча до Чернигова в удовлетворительном состоянии, однако нынешних заслуг автодоровцев тут не видно — полотно просто не очень разбито, хотя на отдельных участках пришлось проявлять особое внимание, вспоминая элементы фигурного катания среди ям и промоин. Гнать на крайнем западе Черниговщины не стоит — шиномонтажей тут нет, места дикие, а притормозив, можно вдоволь полюбоваться красотами края. …NOKIA уверенно ведёт колонну к комплексу отдыха «Золотой берег», что расположился на берегу Десны. Здесь в комфортабельных коттеджах нам предстоит провести первую ночь выезда. Смеркается, около Десны у костров сидят люди, поют песни. А на самой территории «Золотого берега» очень много постояльцев разного возраста, немало семей с детьми. Место очень удачно выбрано для отдыха, а потому пользуется популярностью у самих черниговцев. Наша компания в составе десяти человек уединяется в уютном банкетном зале и первый тост, как всегда, за ДОРОГУ! Потом были тёплые слова в адрес друг друга и особенно новичков. Все эмоционально истощены, а потому расходимся, чтобы накопить силы для впечатлений последующих дней. Это был день первый, праздничный. Начинаются будни выезда.
|