Одиннадцатый день пробега запомнился и понравился абсолютно всем членам экипажей. Произошло это потому, что собственно самого пробега в пятницу не было: подорожники отсыпались, решали банно-прачечные и прочие бытовые вопросы, наконец, выдались свободные часы, чтобы впервые за декаду вдоволь посерфиться по Интернету, благо Wi-Fi-связь в «Вилле Катрин», расположенной на территории Массандровского парка, оказалась очень качественной (подключение на скорости 56 Мбит/c встречается далеко не везде). Отдохнувшие могли съездить на Ай-Петри, Набережную Ялты, винные заводы, в зоопарк, дворцы Большой Ялты, Ботанический сад в Никите — это традиционный набор каждого ялтинского курортника. Море еще очень холодное, да и к выходным похолодало по всей стране, так что жаждущим водной глади вновь пришла на помощь «Вилла Катрин», в тёплом бассейне которой некоторые экипажи омыли свои уставшие тела и вдоволь поплавали. А вечером впервые за пробег состоялось поедание приготовленного собственными руками ужина — шашлыки были необыкновенны. На следующее утро колонна из восьми машин вновь отправляется в путь, прочь от гостеприимной Ялты, в сторону легендарного и по-прежнему загадочного Севастополя. Солнечная погода позволила оценить все преимущества автомобильного люка и даже немножко позагорать, не выходя из салона авто. Перегон обещал быть неутомительным — немногим более сотни километров — но дневка внесла некоторые коррективы: ехать хотелось меньше, а гулять пешком больше. Фотографируемся у Ласточкиного гнезда, едем к Байдарским воротам и осматриваем вновь и вновь уникальную Форосскую церковь. По дороге встречаем дорожную технику: дорога Ялта-Севастополь и так находится почти в идеальном состоянии, но местами покрытие всё же перестилается. Надо признать, что лучше крымских дорог в стране мы пока не находили. Даже Донецкая область проигрывает. У форосской церкви батюшка вежливо интересуется, что же есть сие Ovi, установленное на смартфонах Nokia. Оказалось, что интерес не праздный — церковник активно пользуется телефоном Nokia, но вот смысл опции Ovi постичь пока не сумел. С удовольствием делимся с батюшкой накопленными знаниями, ведь карты Ovi можно использовать не только при автомобильной поездке, но и при пешей прогулке. А в телефонах Nokia очень удобно то, что есть голосовая навигация как для автомобилистов, так и для пешеходов. Спускаемся на мыс Сарыч — самую южную точку полуострова и всей Украины. Южнее точки с координатой 44°23`14`` с.ш. украинской земли нет. Добраться на сам кончик мыса непросто — он находится на территории пансионата, поэтому колонна спускается к морю рядом по крутому гравийному спуску. Фотографируемся и пять минут осознаем, что уже три крайних точки Украины посещены! Ваш покорный слуга в поиске интересного кадра таки забирается на оконечность мыса со стороны моря. Подъём от берега оказался ожидаемо сложным. Не все машины сразу хотели брать крутой щедро усыпанный камнями уклон. Но все экипажи поднялись самостоятельно без видимых повреждений колес, ходовой и кузова. Абсолютно все водители проявили свои профессиональные качества, достойные участников сложного автопробега! Такие дорожные трудности всегда переживаются сложно, но времени на сентиментальности нет — мы уже подъезжаем к Балаклаве, где нас ждет увлекательная экскурсия по двум музеям, расположившемся на территории бывшего завода по ремонту подводных лодок и арсенала. Музейный комплекс как филиал Центрального музея Вооружённых сил Украины открылся семь лет назад, и это шанс для советского памятника военного предназначения сохраниться для потомков. Речь, конечно же, не идет об оборудовании и боеприпасах — они вывезены или разграблены в 90-х, а об уникальной системе коридоров, каналов, позволявших заходить прямо под 120-метровую гору подводным лодкам малого и среднего классов (правда, в 60-е годы стало очевидно, что дальнейшее развитие комплекса невозможно, так как большие лодки океанического класса, служившие одним из каркасов военно-ядерного щита СССР, заходить сюда просто не смогут). Кроме того, это было масштабное убежище на случай ядерного удара. Комплекс площадью около 15 тыс. квадратных метров был способен принять до десяти лодок и сохранить нетронутым арсенал, в том числе ядерный, в случае нанесения противником ядерного удара. Численность персонала ремонтной части составляла 300 человек, арсенала — еще 150 военнослужащих. Экскурсоводы нам рассказали, что даже балаклавцы не знали о том, чем занимается завод. Правда, служившие в ВМФ поделились с летописцем пробега, что это был секрет Полишинеля. О том, что в Балаклаве есть уникальная база подводных лодок, знали даже любознательные дети советских школ. Но что именно происходит на объекте действительно знали единицы. На вооружении у ВМС Украины есть только одна подлодка «Запорожье» (дизель-электрическая проекта 641). Помнится, как на военной кафедре нам рассказывали, как пять лет после распада Союза Минобороны тщетно разыскивало средства, чтобы обеспечить лодку новыми аккумуляторами. По информации экскурсоводов, лодка сегодня находится на плановом ремонте и может принять участие в параде, посвященном Дню Победы. В этом году судно отметит 40-летний юбилей. На территории завода расположен музей Шереметьевых, открывшийся немногим более года назад. Здесь можно взглянуть на события Крымской войны 1853-1856 годов сквозь призму личных вещей того времени, бережно сохраненных семьей Шереметьевых. Геополитики не очень много, а вот монет, орденов, образцов формы, эполет, оружия, косметических, сервизных наборов достаточно, чтобы эта выставка понравилась не только мужчинам, но и женщинам. По крайней мере женская часть экипажей нашего пробега посетила музей Шереметьевых с неподдельным любопытством. Обедаем на противоположном берегу Балаклавской бухты, поднимаемся вверх, чтобы сделать несколько хороших фотографий, а также увидеть весь путь судов в открытое море. Бухта действительно выглядит как бутылка с очень сильно искривленным горлышком. Перед въездом в Севастополь встречаем представителей севастопольских автоклубов. Делаем променад по городу, после чего в районе памятника защитникам города (матросу и солдату) находим укромное местечко, чтобы оставить на асфальте зеленую метку DOROGA.UA, а также предоставляем право представителю автоклубов расписаться на нашем дорожном знаке. Право достается единственной девушке за рулем — из Mitsubishi Club. Кроме того, на тыльной стороне щита остаются сразу несколько наклеек от представителей клубов, которых мы повстречали в Севастополе. Ещё не стемнело, когда мы остановились у места ночлега — гостиницы «Украина», что в центре легендарного города-героя. Сил на дальнейшие прогулки нет, ведь завтра нас ждет автосервис, Херсонес и поездка на западную оконечность Крыма — мыс Тарханкут. С Интернетом там могут быть серьезные проблемы.
|