Но вместе с тем новый руководитель заповедника «Чернигов стародавний» поддерживает идею частично платного входа на Вал. Вот уже два месяца, как Национальный историко-архитектурный заповедник «Чернигов стародавний» возглавляет новый начальник. В апреле вместо Юрия Соболя на этот пост пришел Андрей Курданов. Два месяца - достаточный срок, чтобы разобраться во вверенном хозяйстве и определить приоритеты в дальнейшей работе. С приоритетов мы и начали наше общение с новым руководителем заповедника.
— Андрей Леонидович, какое главное направление работы вы для себя определили?
- Вот буквально сегодня (6 июня. — Авт.) состоялось заседание рабочей группы, созданной с целью приведения заповедника в такое состояние, чтоб нас включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. (Напомним, что еще в январе 2010 Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ «Про відродження та розвиток історичних населених місць Чернігвської області», которым обязал обеспечить подачу предложений по занесению исторического центра Чернигова в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. - Авт.).
Мы определили основные проблемы на этом пути и теперь будем заниматься их решением. А они охватывают все стороны жизнедеятельности заповедника — от состояния растительности на территории Вала до ремонта храмов и других архитектурных памятников. ЮНЕСКО ведь не принимает в список руины. А ремонта требуют абсолютно ВСЕ памятники. И не просто побелки, а именно ремонта.
— А если конкретнее?
— Чудес не будет, особенно учитывая, что финансирование из госбюджета возможно только со следующего года — в нынешнем главном финансовом документе средств на ремонт памятников не предусмотрено. Собственно, последний раз Минрегионстрой выделял нам деньги три года назад, когда мы ремонтировали крышу Коллегиума. С того времени все работы мы финансируем из тех денег, которые зарабатываем самостоятельно. Поэтому говорить о конкретных мероприятиях пока рано. Но подготовительные работы мы готовы начать.
Сейчас будем проводить консультации по поводу того, фундаменты каких несуществующих ныне зданий на Валу мы можем «открыть» для туристов. Также рассматриваем предложения, которые могут привлечь интерес к другим памятникам заповедника. Например, мне очень импонирует проект Бориса Дедова по созданию уникального современного объекта на основе кургана «Черная могила». Там планируется сделать курган чуть выше, окружить его рвом с водой, сделать вход на территорию в виде башенки, а рядом полукругом соорудить голографическую экспозицию, на которой будут представлены находки из кургана, оригиналы которых хранятся в Москве. Это будет некий музей курганов.
Вся наша проблема в том, о чем говорится в поговорке «Вміла готувати, та не вміла подавати». Будем учиться «подавать».
— Два года назад большой резонанс вызвали разговоры о заборе вокруг Вала, платном входе и ресторане. Но с тех пор на эту тему — молчок. Какова ваша позиция по этому вопросу?
— Сначала по ресторану: ни помещение школы «Спартак», ни какое-либо другое место на Валу под ресторан не рассматривается. Заповедник и музеи не имеют достаточно помещений для выставок и хранилищ, а потому если они появятся, то будут использованы именно для этих целей.
Люди, которые к нам приезжают, с завистью говорят, что мы еще умудряемся «держать» Вал. Охранная зона вокруг заповедника постоянно подвергается попыткам что-то построить там, но мы удерживаем ситуацию. По моему мнению, для ресторана на Валу места нет и быть не может.
Что касается забора, то это сложный вопрос. По моему мнению, он поможет упорядочить территорию, организовать грамотный контроль. Но подходить к этому вопросу нужно аккуратно, все проанализировав. Например, я бы поддержал вариант платного посещения территории Вала, допустим, с 10.00 до 18.00. А вечером черниговцы могли бы приходить отдыхать бесплатно.
— А без забора и платы порядка не будет?
— А сейчас он есть? Знак запрещающий стоит, а машины все равно едут. Я ведь не могу лично за ними гоняться. Это не наша работа. Они ведь прямо к храмам подъезжают, к крестильне. Чего уж там, может, еще пару метров проехали бы и сразу на машине в Спасский собор?!
Например, 22 мая один из наших сотрудников мониторил ситуацию с автомобилями на территории Вала. Подходил к водителям, показывал удостоверение, пытался людям объяснить, повлиять. Кто-то реагировал нормально, но были и такие, которые хамили и грозили «позвонить, чтобы ты тут не работал через 10 минут». Мы по итогам этого мониторинга направили письмо в ГАИ. Ответа пока нет (на момент разговора прошло уже более двух недель. - Прим. ред.), но патрульная машина ГАИ выезжала на Вал.
Люди должны понимать, что вся эта красота, история требует огромных вложений, чтобы ее поддерживать. Вот, например, приезжает свадебная процессия, невеста с женихом на газонах, под кустами фотографируются… Мне не жалко, но наши работники ведь за всем этим присматривают, поливают, ухаживают. А так была бы простая ситуация: заплатил - и пользуйся.
— За время руководства вашего предшественника у меня, и не только у меня, сложилось впечатление, что главной в заповеднике была Церковь. — У меня такого впечатления нет…
— Просто ощущалась некая пассивность в вопросах, против которых выступала церковная община. Это и театрализованная ночная экскурсия, которая не поддерживалась по той причине, что «может оскорбить чувства верующих», и ситуация вокруг Симаргла, и противостояние вокруг Екатерининской церкви…
— У нас с представителями религиозных конфессий, которые пользуются храмами на территории заповедника, выработались определенные механизмы сотрудничества по принципу «Богу — божье, а заповеднику — все остальное». У меня хорошие отношения с духовенством, мы приглашали на День музеев настоятеля Спасского собора отца Николая. Это было впервые за 16 лет. После назначения я общался с настоятелями других храмов — не возникало никаких вопросов.
Что касается ситуации с палаткой возле Екатерининской церкви, то меня заботит лишь одно: как я могу хлопотать перед министерством о средствах на ремонт храма, испорченного объектом, который по закону там стоять не должен? Я не конфликтую, но мы работаем в этом направлении — пишем обращения в санстанцию, пожарным, чтобы они выполняли свою работу.
В любом случае мы будем работать с мыслью о том, чтобы у представителей ЮНЕСКО не возникло никаких вопросов во время посещения Вала.
Справка
Курданов Андрей Леонидович.
Родился в 1970 году в Минске.
В 1987 году окончил черниговскую школу №29, в 1992-м — исторический факультет Черниговского педагогического института. Работал в селе Пакуль учителем истории в местной школе, позже стал директором школы.
В 2001-2005 годах - заместитель главы Черниговской районной администрации по гуманитарным вопросам. Позже работал заместителем редактора районной газеты и преподавал на родном факультете.
В 2008 году вернулся на работу в ЧРА. Последнее место работы до назначения на должность директора заповедника «Чернигов стародавний» - начальник управления по вопросам внутренней политики и связей с общественностью Черниговской облгосадминистрации.
Сергей Кириченко еженедельник «Семь дней» №24
|