Представители турбизнеса не жалуют образование в украинских туристических вузах. А рекрутеры говорят о значительном снижении спроса на туристический персонал. О том, что твориться с кадрами на туристическом рынке, выясняло UTG.
Дружно падают
Фразу «Людей не хватает!» уже почти год не произносит практически ни один директор туристической компании. Более того, чаще в мозгу руководителя возникает мысль «А кого же уволить на этот раз?!». И это не потому, что начальник – личность вредная. Нет уж. Он добрый и пушистый! Просто спрос на туруслуги упал, поэтому работу в турфирме могут выполнять не десять человек, как это было раньше, а в два раза меньше, то есть пяти хороших менеджеров хватит с головой. «Если в январе-марте падение рынка туруслуг составило 40-50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то сейчас, летом, это уже 30% по сравнению с тем же прошлогодним периодом», говорит президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Тарас Демура. По его словам, сейчас на рынке избыток кадров. За последние полгода без работы оказалось примерно 40% вполне профессионального туристического персонала. «Претендентов на работу в области туризма и гостиничного бизнеса значительно больше, чем предложений о работе. В первом полугодии 2009 года на одну такую вакнсю приходилось 2,3 специалиста», - говорит Вера Ткаченко, главный редактор сайта по трудоустройству job.ukr.net. Госпожа Ткаченко также отмечает, что в феврале, марте и апреле спрос на работников турбизнеса вырос, но затем снова упал.
Молодняк
Тарас Демура утверждает, что украинские вузы практически не готовят те кадры, которые нужны туристическому рынку. «Безусловно, там дают какой-то общий уровень знаний, но ничего специального, того, что действительно необходимо турменеджеру для работы, студенты туристических вузов не получают», - настаивает господин Демура. Именно поэтому туркомпаниям приходиться как-то выкручиваться самим. Они открывают свои образовательные центры, нанимают тренеров для обучения сотрудников. Кстати, некоторые свержсознательные студенты сами идут на какие-то дополнительные курсы. Скажем, на тренинги для продажников, которые нынче можно пройти всего за 600-800 грн. Но вернемся к вопросу востребованности молодого поколения турменеджеров. Тарас Демура говорит, что из-за избытка кадров та туристическом рынке и достаточно большого количества профессиональных менеджеров, которые из-за сокращений персонала или закрытия турифирм потеряли место, выпускрикам не имеющим никакого опыта, весьма сложно устроиться на работу. Старший консультант рекрутинговой компании Archers Елена Береза также не решаеться говорить о востребованности выпускников профильных вузов. «Кадровая конкуренция на туристическом рынке очень высокая. Во-первых, у претендентов с филологическим образованием уровень знания иностранных языков значительно выше, чем у кандидатов на те же вакансии, окончивших туристические вузы. Во-вторых, необходимость в персонале на туррынке существенно снизилась», - отмечает госпожа Береза. В свою очередь Вера Ткаченко говорит: «Как показывает опыт, многие выпускники туристических вузов не работают по специальности. Так было раньше, так будет и во время кризиса».
Готовы платить
Рядовые менеджеры туркомпаний, с которыми удалось поговорить корреспонденту UTG, рассказывают: их заработки снизились примерно на 30-50% в связи с падением спроса на туристические услуги. Особенно это касается той части денежного вознаграждения, которая «набегала» за счет процентов от стоимости проданного тура. «Как правило, средняя ставка туристического менеджера составляет $400-800 плюс проценты от продаж – от 10 до 20%. То есть если на туре компания заработала $100, продавец получил $10», - говорит Тарас Демура. А Елена Береза отмечает, что в зависимости от уровня образования, опыта работы, знания иностранных языковЮ позиции работник туристической сферы может претендовать на зарплату от $300 до $1000.
…не будь ко мне жестоко
Несмотря на временные неприятности, связанные с кризисом, сотрудники туркомпаний, а также рекрутеры верят в светлое будущее туристического кадрового рынка. «Рано или поздно кризис закончится, наша отрасль снова станет развиваться. А пока туристическая инфраструктура Крыма, Киева, Закарпатья далека от совершенства. В Киеве, в частности, по-прежнему не хватает гостиниц – как высококлассных, так и трех-, четырехзвездочных. Как только будут построены гостиницы к Евро-2012, спрос на «туристический люд» сразу же вырастет», - считает Елена Береза. Да и Тарас Демура уверенно говорит:: «Думаю, если рынок туристических услуг будет расти, поднимется и спрос на туристический персонал».
Юлия Воронина «Украинская туристическая газета»
|